Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бекбулатовой Таисии Львовны на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года (дело N 2а-770/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2022 года (дело N 33а-5340/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Бекбулатовой Tаисии Львовны к Министерству юстиции Российской Федерации об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя Министерству юстиции Российской Федерации по доверенности Пинаевой А.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (далее по тексту - Минюст России, административный ответчик) от ДД.ММ.ГГГГ N-р Бекбулатова Таисия Львовна включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Считая указанное распоряжение незаконным, Бекбулатова Т.Л. обратилась в суд с административным иском об отмене названного распоряжения и возложении обязанности на Минюст России исключить её из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Требования мотивированы тем, что с 2019 года является руководителем онлайн-журнала "Холод". Включение её в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и интересов, нарушает её права, свободы и законные интересы истца, частности, право на свободу выражения мнения, распространение информации, ограничивает её профессиональную деятельность и создает препятствия для её осуществлении, противоречит основополагающим принципам международного права, дискредитирует её и носит политический характер. Уведомление о включении в реестр не получено.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бекбулатовой Т.Л. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Бекбулатова Т.Л. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 09 февраля 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20 сентября 2021 года в Минюст России из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) поступила информация, согласно которой Бекбулатова Т.Л. журналист, с 2017 по 2019 год - специальный корреспондент издания "Meduza" (23 апреля 2021 года SIA "Medusa Project" внесено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента), основатель и главный редактор интернет-источника, не зарегистрированного в качестве СМИ, "Холод" (https ://holod.mediaAh распространяет материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах: "Facebook" https://www.facebook.eom/heather.ale.9 - более 2, 3 тыс. подписчиков; интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Холод" https://holod.media/person/taisiya-bekbulatova/.
С сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты распространения Бекбулатовой T.Л. материалов иностранных средств массовой информации: "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", Апахончич Д.A SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента: "Ещё на метр ниже дна" (https://www.facebook.eom/heather.ale.9/posts/4131766556908193") (18 июля 2021 года);
"Жесть" (https://www.facebook.eom/heather.ale.9/posts/39003203 66719481) 19 апреля 2021 года);
"Позор. Свободу Алексею Навальному" (https://www.facebook.eom/heather.ale.9/posts/3653042598113927) (2 февраля 2021 года).
За период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты участия Бекбулатовой Т.Л. в создании материалов иностранных средств массовой информации "Голос Америки" и "Телеканал Настоящее Время", SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента:
"И никого не стало?" (https://www.golosameriki.com/a/i-nikogo- estalo/5992954, html) (6 августа 2021 года);
"Известные журналисты - о признании издания "Проект" "нежелательной организацией"" (https://www.currenttime.tv/a/31360657.htmn (15 июля 2021 года);
- "Независимые медиа России: приказано выжить" (https://www.golosameriki.eom/a/interview-taisia-bekbulatova-on-ind ependentmedia-in-russia/5876683.html, https://www.golosameriki.com/a/social-distancing-03- mav/5876728.htmn (03 мая 2021 года:
"Власти делают вид, что в признании "Медузы" "иностранным агентом" нет ничего страшного. Они врут: на самом деле это касается каждого" (https://meduza.io/feature/2021/04/30/vlasti-delavut-vid-chto-vpriznanii-meduzv-inostrannym-agentom-net-nichego-strashnogo-oni-vrut-nasamom-dele-eto-kasaetsya- kazhdogo) (30 апреля 2021 года);
"За семейное насилие - $70, за клевету о сексуальном - $67000. Как новые штрафы отразятся на жертвах насилия и домогательств в России" (https ://www. currenttime, tv/a/russia-domestic-violenceslander/31017575.html) (25 декабря 2020 года).
09 декабря 2021 года Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее по тексту - Росфинмониторинг) сообщила Минюсту России о получении Бекбулатовой Т.Л. денежных средств из иностранных источников: PROJEKTAS SALTIS (Латвия) - с марта 2020 года по ноябрь 2021 года (21 операция на сумму 2 352 тыс. руб. 96 коп.); SPOLECNOST SVOBODY I (Чехия) - июнь 2020 года (1 операция на 92 000 руб.); STOCKHOLM SCHOOL OF ECONOMICS IN (Швеция) - май 2021 года (1 операция на 52 000 руб.).
На основании приведенных выше сведений и положений частей третьей и седьмой статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" оспариваемым распоряжением Минюста России от 30 декабря 2021 года N1551-р Бекбулатова Т.Л. включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, о чем в ее адрес было направлено соответствующее уведомление.
Включение Бекбулатовой Т.Л. в реестр согласно Министерством иностранных дел Российской Федерации, что подтверждено письмом от 29 декабря 2021 года N 13194/дип.
Информация о включении Бекбулатовой Т.Л. в реестр размещена на официальном сайте Минюста России.
30 декабря 2021 года в адрес административного истца направлено уведомление о включении его в реестр. Названным уведомлением Бекбулатова Т.Л. проинформирована о принятом Минюстом России распоряжении с разъяснением установленных законодательством требований.
Разрешая административный спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, принято в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому оснований, с соблюдением процедуры принятия решения, без нарушения прав и законных интересов административного истца. При этом суд установил, что Бекбулатова T.Л. создала и распространила предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получив денежные средства из иностранного источника.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального, с соблюдением норм процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, с соблюдением норм процессуального права.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1919 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее по тексту - Закон о СМИ) установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации (статья 29).
В силу статьи 6 Закона о СМИ юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников (часть 3).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из нег; информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 названного Порядка, решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, с учётом требований части 6 статьи 6 Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на истца не возлагается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, наименование организации и др.", возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).
Оснований полагать, что приведенные выше нормы права применены судами обеих инстанций неверно, не имеется.
Принимая во внимание установленный факт авторства и распространения информации, предназначенной для неопределённого круга лиц, а также факт иностранного финансирования, у Министерства юстиции Российской Федерации имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения от 30 декабря 2021 года N 1551-р о включении Бебулатовой Т.Л. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Вопреки доводам кассационной жалобы о недопустимости представленного по делу доказательства - письма Росфинмониторинга от 9 декабря 2021 года, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия Управления определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808.
Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения).
В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусмотрено, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.
Таким образом, именно Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.
Оспариваемые действия Минюста России о включении Бекбулатовой Т.Л. в реестр основаны, в том числе, на информации, предоставленной указанным выше органом об иностранном финансировании. Оснований считать предоставленную Росфинмониторингом информацию недостоверной, не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы, по существу, повторяют доводы, которыми обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций при исследовании доказательств в ходе судебных разбирательств, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бекбулатовой Т.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.