Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 30 января 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Новиковой В.И. на решение Московского городского суда от 15 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Респект" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-1363/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца ООО "Респект" Храпкова Д.М, заключение прокурора Саниной О.В, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложены в новой редакции и определены по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года и 1 января 2022 года соответственно.
В пункты 13685, 13946, 15256, 2910, 14181, 13515 Перечней на 2017-2022 годы включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Холодильный, д. 3, стр. 2;
в пункты 13686, 13947, 15257, 16357, 14182, 13516 Перечней на 2017-2022 годы включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Холодильный, д. 3, стр. 4;
в пункты 13687, 13948, 15258, 1333, 14183, 13517 Перечней на 2017-2022 годы включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Холодильный, д. 3, стр. 5;
в пункты 13688, 13949, 15259, 4371, 14184, 13518 Перечней на 2017-2022 годы включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Холодильный, д. 3, стр. 7, по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
ООО "Респект" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими указанных пунктов Перечней, мотивируя требования тем, что нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", фактически не используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Решением Московского городского суда от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 года, оспариваемые пункты Перечней на 2017-2022 годы признаны недействующими.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Новиковой В.И. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части признания недействующим пункта 13515 Перечня на 2022 год по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что нежилые здания расположены на арендуемом Обществом земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "эксплуатации комплекса существующих административных зданий".
Проанализировав положения Порядка установления вида разрешенного использования земельного участка по г. Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков", суды первой и второй инстанций пришли к выводу о том, что установленный в отношении указанного выше земельного участка вид разрешенного использования не подпадает под виды разрешенного использования 1.2.5 - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и 1.2.7 - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", утвержденные Приказом N 39, а также под коды вида разрешенного использования 3.3 -"бытовое обслуживание", 4.0 - "предпринимательство", 4.1 - "деловое управление", 4.2 - объекты торговли, 4.3 - "рынки", 4.4 - "магазины" 4.5 - "банковская и страховая деятельность", 4.6 - "общественное питание", утвержденные Приказом N 540.
Учитывая изложенное, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о необходимости установления фактического использования зданий.
Относительно здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Холодильный, д. 3, стр. 2, включенного в пункт 13515 Перечня на 2022 год, оценив в совокупности акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 12 сентября 2022 года N 91227860/ОФИ, согласно которому нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в здании ведутся ремонтные работы, экспликацию на здание, согласно которой из нежилых помещений общей площадью 1720, 3 кв.м. с назначением "складские" используется 1315, 8 кв.м. и с назначением "учрежденческие" - 404, 5 кв.м, заключение экспертизы в рамках административного дела N 3а-5002/2019 по административному делу по административному иску ООО "Респект" об установлении кадастровой стоимости здания, согласно которому здание используется в качестве нежилого здания офисно-складского назначения, договоры аренды с арендаторами в указанном здании, согласно которым фактическое использование здания в целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ составляет 18, 9% от общей площади здания, расторгнутые в 1, 2 кварталах 2021 года в связи с началом осуществления в здании капитальных ремонтных работ, что подтверждается договорами подряда о выполнении комплекса отделочных работ помещений в спорном здании в период на 2021-2022 годы, суды правильно указали об отсутствии правовых оснований для включения его в Перечень на 2022 год.
В кассационной жалобе приводятся доводы о соответствии здания с кадастровым номером N признакам, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 на 2022 год.
Указывается, что суды не дали надлежащую оценку доказательствам, содержащимся в акте от 30 декабря 2020 года N 9128716/ОФИ, свидетельствующим об использовании здания для размещения объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговли, а также информации из сети Интернет о размещении в здании различных организаций.
Приведенные доводы не влекут отмену состоявшихся судебных актов, так как сводятся к несогласию с выводами судов по оценке перечисленных выше доказательств, т.е. направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в обжалуемой части в кассационном порядке являться не может.
Оценка доказательств, произведенная судами обеих инстанций, соответствует нормам процессуального права и не противоречит положениям материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, закон, регулирующий спорные отношения, применен верно, выводы судов первой и второй инстанций изложены развернуто и подробно, в связи с чем обжалуемые судебные постановления являются законными и обоснованными.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 15 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Новиковой В.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.