Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 3 февраля 2023 года (по электронной почте) в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя ООО "Телеканал Дождь" Мазаева Р.Б. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 6 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Телеканал Дождь" к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения незаконным, обязании исключить из реестра (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1814/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителей административного истца ООО "Телеканал Дождь" Мазаева Р.Б, административного ответчика Министерства юстиции России Пинаевой А.В, судебная коллегия
установила:
ООО "Телеканал Дождь" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, в котором просило признать незаконным распоряжение от 20 августа 2021 года о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязать ответчика исключить сведения об Обществе из соответствующего реестра.
Требования мотивировало отсутствием доказательств соответствия Общества критериям, позволяющим отнести его к средствам массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Оспариваемым распоряжением нарушено право на свободу выражения мнения и распространения информации. Ограничение прав редакции и журналистов неизбежно влечет нарушение прав граждан и общества на оперативное получение информации по вопросам общественной значимости. Включение Общества в реестр возлагает на него дополнительные обязанности и значительно ограничивает свободу деятельности редакции, искажает суть и содержание сообщений.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 6 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований ООО "Телеканал Дождь" отказано.
В кассационной жалобе представителем административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Согласно частям 3-7 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", действующих на момент возникновения спорных отношений, юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации,
выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Порядок включения в реестр иностранных агентов, виды деятельности иностранного агента в настоящее время установлены Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в котором также предусмотрено включение иностранного юридического лица, общественного объединения, осуществляющих распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов, и получивших поддержку от иностранного источника, в том числе в виде предоставления денежных средств и (или) иного имущества, а также оказания организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах (статьи 1-5 названного закона).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр); принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах а и б пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено нижестоящими судебными инстанциями, 20 августа 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение N 937-р о включении ООО "Телеканал Дождь" в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Данное решение согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Основанием для включения Общества в соответствующий реестр послужило письмо Роскомнадзора о том, что ООО "Телеканал Дождь" является учредителем нескольких средств массовой информации: телеканала "Дождь", сетевого издания "tvrain.ru", телепрограммы "город Столиц"; выявлены факты распространения и цитирования в период с июля 2020 года по июль 2021 года в сетевом издании "tvrain.ru" и телеканалом "Дождь" материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, - "Голос Америки", "Idel. Реалии", "Кавказ.Реалии", "Телеканал Настоящее Время", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Сибирь.Реалии", "Север.Реалии", SIA "Medusa Project", "VTimes.io", Пономарев Л.А, Савицкая Л.А, Камалягин Д.Н, Апахончич Д.А, Маркелов С.Е, Рубин М.А, Ярош Ю.П, Рождественский И.Д.).
Из Росфинмониторинга 19 августа 2021 года поступила информация о получении Телеканалом иностранного финансирования (письмо представлено на обозрение суда).
Установив приведенные выше обстоятельства, суды первой и второй инстанций пришли к выводу о правомерном включении Министерством юстиции Российской Федерации ООО "Телеканал "Дождь" в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
С учетом установленных по делу обстоятельств применительно к положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на анализе исследованных доказательств и являются мотивированными.
В этой связи несостоятельны доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов судов нижестоящих инстанций о распространении Обществом материалов иностранных СМИ, иностранном финансировании обстоятельствам дела.
Приводимые в жалобе доводы о нарушении права административного истца на равенство всех перед законом и судом, о вмешательстве в право на свободу выражения мнения и свободу распространения информации, дискриминации при установленных выше обстоятельствах на законность обжалуемых судебных актов не влияют и их отмену не влекут.
Всем имеющимся в деле доказательствам судами дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, выводы судов являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении приведенных норм материального права. Переоценка доказательств процессуальным законом к полномочиям кассационного суда не отнесена.
Иные доводы кассационной жалобы о несогласии с установленными судами обстоятельствами дела являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, а также нарушений норм материального права судами нижестоящих инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 6 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО "Телеканал Дождь" Мазаева Р.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.