Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 14 февраля 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Чуканова М.О. на решение Московского городского суда от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению общественной организации "Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-2484/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителей административного истца Степанян К.Б, административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы Стренцель Д.А, заключение прокурора Саниной О.В, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 02 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также размещен 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановлениями Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1928-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новых редакциях и определен по состоянию соответственно на 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года соответственно.
Под пунктами 17941, 19400, 14454, 18148, 17233 в указанный перечень в редакциях названных постановлений на период с 2018 года по 2022 год включено здание с кадастровым номером N, площадью 2 053, 9 кв.м, расположенное по адресу: Москва, Московская железная дорога, Киевское, 2-й км, вл.5.
Общественная организация "Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей", являющаяся собственником указанного здания, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в части перечисленных пунктов, указывая, что объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Поскольку здание не используется в вышеназванных целях, включение его в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Московского городского суда от 10 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 года, постановлено признать недействующими пункты 17941, 19400, 14454, 18148, 17233 Перечня на период с 2018 по 2022 год.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Чуканова М.О. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на то, что судебными инстанциями не была дана надлежащая оценка акту обследования фактического использования нежилого здания от 26 мая 2017 года, в соответствии с которым 33, 7% от общей площади спорного здания используется под размещение офисов, при том, что истец в Департамент экономической политики и развития города Москвы не обращался с заявлением о несогласии с результатами проведенного обследования.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Как установлено судами, Общественной организации "Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей" принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью 2053, 9 кв.м, расположенное по вышеуказанному адресу.
Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N видом разрешенного использования "эксплуатация и развитие железных дорог".
Основанием для включения спорного здания в оспариваемые Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, послужил акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости в городе Москве от 26 мая 2017 года N 9071410/ОФИ, согласно выводам которого 33, 7% от общей площади спорного здания используется под размещение офисов.
Разрешая заявленные требования и признавая недействующими оспариваемые пункты Перечней, суды первой и второй инстанций исходили из того, что актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости в городе Москве от 26 мая 2017 года N 9071410/ОФИ не подтверждается использование более 20% площади здания в целях размещения офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Также установлено, что указанный акт составлен по результатам обследования иного объекта недвижимости и отношения к спорному зданию не имеет, о чем свидетельствуют, в частности, несоответствующее действительности указание на этажность здания - 3 этажа (1 этаж - ремонтные цеха, 2 и 3 этаж административные помещения с рабочими местами инженерно-технического персонала и комнаты отдыха локомотивных бригад), в то время, когда спорное здание является одноэтажным (здание грузового цеха); отсутствие адресных ориентиров исследуемого здания; приложение экспликации на 3-этажное здание, площадью 808, 4 кв.м.; фотографии 3-этажного здания, в том числе его фасада, кабинетов, производственных помещений.
Кроме того, судами исследован акт от 8 июля 2022 года N 91226603/ОФИ, согласно выводам которого здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, находится в аварийном состоянии и фактически не используется.
Поскольку судами установлено, что основанием для включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни явился акт Госинспекции, которым зафиксированы результаты обследования иного неустановленного объекта, не принадлежащего административному истцу, а иных доказательств, свидетельствующих об обоснованности отнесения спорного здания к офисным по смыслу, придаваемому этому значению статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП, не представлено, судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения поименованного нежилого здания в Перечни на 2018-2022 годы правильными.
В этой связи доводы кассационной жалобы о том, что административный истец в Департамент экономической политики и развития города Москвы с заявлением о несогласии с результатами проведенного обследования и актом от 26 мая 2017 года не обращался, не опровергают установленных судами по делу обстоятельств, и как следствие, на законность состоявшихся судебных актов не влияют.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы Чуканова М.О. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.