Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 10 февраля 2023 года (направленную почтовой корреспонденцией 8 февраля 2023 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу Карамышева Е.Ю. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 сентября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконными действий и бездействий по рассмотрению его заявления о предоставлении государственной услуги по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности устранить допущенное нарушение (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-129/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Карамышева Е.Ю. - Апарина Д.В, судебная коллегия
установила:
Карамышев Е.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества г..Москвы о признании незаконными действий и бездействий по рассмотрению его заявления о предоставлении государственной услуги по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, мотивируя требования тем, что он в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относится к гражданам, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы, вследствие чего имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. В этой связи обратился в ДГИ г..Москвы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на что получил уведомление от 1 июля 2019 года об отказе в приеме документов. Устранив указанные Департаментом основания для отказа в приеме документов, повторно обратился в ДГИ с соответствующим заявлением. При этом посчитал незаконными требование о предоставлении копий паспортов бывшей супруги ФИО6 и дочери - ФИО7, так как они совместно с ним не проживают, проживают по иному адресу, брак расторгли в 2010 году; требование о предоставлении копии свидетельства о рождении ФИО13-Х.В, так как о последнем ему ничего не известно; требование о предоставлении справок о наличии либо отсутствии у него и бывшей супруги жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано в период с 1991 года по 1998 год вне пределов г..Москвы, так как у бывшей супруги новая семья, согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ правовое значение имеют лишь действия за последние пять лет, приведшие к ухудшению жилищных условий.
На повторное заявление получил уведомление ДГИ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В указанном уведомлении кроме предыдущих требований содержались требования о представлении копии паспорта неизвестного ему ФИО4, справки о замене паспорта неизвестной ему ФИО5, сведений об их жилищной обеспеченности вне пределов г..Москвы, копии свидетельства о заключении брака с бывшей супругой ФИО6, согласии ФИО6, ФИО7 и ФИО4 на обработку их персональных данных. С указанным уведомлением он не согласен, считая, что им были предоставлены все необходимые, надлежащим образом заверенные документы, предусмотренные действующим законодательством, для предоставления либо отказа в предоставлении ему государственной услуги по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 сентября 2021 года, в удовлетворении административного иска Карамышева Е.Ю. отказано.
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года Карамышеву Е.Ю. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 сентября 2021 года, вынесенные по настоящему административному делу.
В кассационной жалобе Карамышева Е.Ю. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 1 июля 2019 года Карамышеву Е.Ю. отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в связи с предоставлением неполного пакета документов.
По аналогичному основанию ДГИ г. Москвы направлено Карамышеву Е.Ю. уведомление от 6 декабря 2019 года N 33-5-133320/19-(0)-1 на его повторное заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом.Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества г..Москвы в сфере жилищных отношений, в частности - Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело" (приложение 6). Согласно пункту 2.8.1.3. Регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является тот факт, что заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 2.5.1.1, 2.5.1.2, 2.5.1.3, 2.5.1.4, 2.5.1.5 настоящего Регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем. Как следует из карточки учета по адресу регистрации Карамышева Е.Ю.: "адрес", в указанной квартире зарегистрированы на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ: Карамышев Е.Ю. (истец), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 (собственник), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО13-Х.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.При решении вопроса о приеме документов от Карамышева Е.Ю. ДГИ выявлены следующие основания для отказа в предоставлении государственной услуги.
Карамышевым Е.Ю. не представлены: - основной документ, удостоверяющий личность члена семьи заявителя (паспорт гражданина РФ для каждого члена семьи заявителя), а именно копии паспортов ФИО6, ФИО9, ФИО7 (пункт 2.5.1.1.3 Регламента); - свидетельство о рождении для членов семьи заявителя, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а именно копия свидетельство о рождении ФИО13-Х.В. (пункт 2.5.1.1.6 Регламента); - свидетельство о заключении брака (пункт 2.5.1.1.7 Регламента); - свидетельство о расторжении брака, если с момента расторжения брака не прошло 5 лет (пункт 2.5.1.1.11 Регламента); - документы, подтверждающие жилищную обеспеченность членов семьи заявителя: выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета, в случае регистрации ФИО9 (нынешней супруги Карамышева Е.Ю.) по месту жительства вне Москвы (пункт 2.5.1.1.16); - документы, удостоверяющие права заявителей и членов семей заявителей на жилые помещения, пригодные для проживания и расположенные за пределами г..Москвы (пункты 2.5.1.1.16.4, 2.5.1.1.16.5 Регламента). Сопоставив основания отказа в приеме документов от Карамышева Е.Ю. с положениями названного Административного регламента, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о правомерности действий ДГИ г..Москвы по отказу в приеме документов, вследствие этого - отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца. В кассационной жалобе Карамышев Е.Ю. утверждает о представлении им всех необходимых документов. Указывает, что в силу пунктов 2.5.1.1.3, 2.5.1.1.6 Регламента он не обязан предоставлять копии паспортов на бывшую супругу ФИО6, дочь ФИО7, свидетельства о рождении ФИО13-Х.В, поскольку они не являются членами его семьи.
Обязанность по получению выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества возложена на ДГИ согласно пунктам 2.5.1.3.12 и 2.5.1.3.13 Регламента.Вопреки доводам жалобы, согласно пункту 2.5.1.1.3, 2.5.1.1.7 Регламента заявителем предоставляются основной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов семьи заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации), свидетельство о рождении членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста. При этом по смыслу пункта 2.5.1.1.1.1 Регламента документы предоставляются на всех граждан, проживающих совместно с заявителем, в том числе вселенных в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке. Как правильно отмечено судом первой инстанции, обязанность ДГИ г..Москвы по самостоятельному получению документов в соответствующих органах для целей постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не предусмотрена. Нормы материального права судами обеих инстанций применены правильно.
Оснований не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия не усматривает.
Кассационная жалоба по приведенным в ней доводам отмену обжалуемых судебных актов не влечет, в связи с чем она оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карамышева Е.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.