Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Репиной Е.В. и Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации городского округа Коломна Московской области Сурковой С.В. (поступившую в суд первой инстанции 21 декабря 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 10 января 2023 года)на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 июня 2022 года, вынесенное
по административному делу N 2а-640/2021 по административному исковому заявлению Силаевой Анастасии Евгеньевны, действующей в интересах несовершеннолетней Силаевой Дарьи Михайловны к администрации городского округа Коломна Московской области о признании бездействия незаконным, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Силаева А.Е, действуя в интересах несовершеннолетней Силаевой Д.М, обратилась в суд с административным иском к Администрации
Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии со стороны Администрации действий по организации водоснабжения жителей деревни Бакунино, возложении обязанности провести мероприятия по организации централизованного водоснабжения жилого дома административного
истца, в том числе в срок до истечения месяца со дня вступления
в законную силу решения суда организовать подготовку и направление
в Министерство энергетики Московской области предложения о включении в инвестиционную программу по развитию системы водоснабжения
на 2022-2024 год в Городском округе Коломне дополнительного объекта финансируемого за счет средств бюджета Московской области "Реконструкция ВЗУ N 75 д. Бакунино городского округа Коломна", возложении обязанности в период отсутствия возможности централизованного водоснабжения организовать нецентрализованное холодное водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды в срок
до истечения месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указала, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:34:0050304:1016, по адресу: Московская область, Коломенский район, д. Бакунино, ул. Дорожная, д. 8А. Жилой дом не подключен к центральному холодному водоснабжению, в связи с чем
8 декабря 2020 года Силаева А.Е, действуя в интересах несовершеннолетней Силаевой Д.М, обратилась в МУП "Тепло Коломны" с целью получения технических условий для подключения жилого дома к центральному водоснабжению, однако МУП "Тепло Коломны" отказало в выдаче технических условий, указав, что указанный ВЗУ запаса производительности не имеет.
2 февраля 2021 года административный истец обратилась в Коломенский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора
по Московской области в связи с указанными выше обстоятельствами
и отсутствием водоснабжения, в ответ на данное обращение Коломенский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области сообщил, что дебит скважины не обеспечивает подачу воды населению в часы максимального водопотребления в нужном объеме, в связи с чем отсутствует возможность подключения дополнительных объектов
к ВЗУ N 75 по причине отсутствия резерва производительности, указано, что для развития ВЗУ N 75 необходимо проведение реконструкции данного водозаборного узла с бурением новой скважины.
Далее в адрес Администрации городского округа Коломна Коломенским территориальным отделом Роспотребнадзора по Московской области также было направлено письмо от 2 марта 2021 года о необходимости повторно рассмотреть вопрос о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения жителей д. Бакунино к централизованным сетям холодного водоснабжения или принять решение об отказе во включении
в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения, однако, в установленный срок Администрация городского округа Коломна ответ в адрес Коломенского территориального отдела Роспотребнадзора по Московской области не предоставила.
Административный истец обращался в адрес Администрации городского округа Коломна дважды: 31 января 2021 года и 8 марта 2021 года
с требованием решить вопрос по организации водоснабжения жилых домов, а также обеспечить нецентрализованное холодное водоснабжение указанных домов па период отсутствия возможности подключения к центральному водоснабжению. До настоящего времени действия по организации водоснабжения домов не производятся, чем нарушаются права и законные интересы административного истца, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Решением Люблинского районного суда города Москвы от 23 декабря 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Силаевой А.Е, действующей в интересах несовершеннолетней Силаевой Д.М, отказано.
Апелляционным определением Московского городского суда от 23 июня 2022 года вышеуказанное решение суда отменено с вынесением
по делу нового решения, которым признано незаконным бездействие Администрации Коломенского городского округа Московской области
по организации водоснабжения жилого строения, расположенного по адресу: Московская область, Коломенский район, д. Бакунино, ул. Дорожная, д. 8А.
На Администрацию Коломенского городского округа Московской области возложена обязанность рассмотреть вопрос об организации подвоза к нему питьевой воды в период отсутствия централизованной системы холодного водоснабжения.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем администрации городского округа Коломна Московской области Сурковой С.В. ставится вопрос
об отмене апелляционного определения Московского городского суда
от 23 июня 2022 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, по мотиву несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Приводит доводы о том, что вопрос об организации подвоза питьевой воды к жилому дому административного истца до настоящего времени
не разрешен не по вине Администрации городского округа Коломна, которой принимались все необходимые меры к его разрешению, а по причине отсутствия тарифа на подвоз воды, который должен быть утвержден Комитетом по ценам и тарифам Московской области.
Полагает недоказанным факт бездействия со стороны Администрации городского округа Коломна.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании представитель администрации Городского округа Коломна Московской области Суркова С.В. доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
От и.о. начальника Коломенского ТО Управления Роспотребнадзора по Московской области Л.Ю. Харлаповой поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судом апелляционной инстанции, не допущено.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Особенности водоснабжения с использованием систем централизованного водоснабжения, находящихся в частной и публичной собственности, порядок эксплуатации этих систем собственниками и владельцами регулируется Федеральным законом от 7 декабря 2011года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 указанного закона установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования были установлены пунктом 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных обстоятельств) раздел IV с 1 марта 2022 г. признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N 2130).
Уставом городского округа Коломна Московской области, принятым решением Совета депутатов городского округа Коломна Московской области от 1 июля 2021 года N 131 определены вопросы местного значения Городского округа Коломна, к которым относится организации в границах Городского округа Коломна электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 11 Устава предусмотрено осуществление указанным исполнительно-распорядительным органом полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Из материалов дела следует и судами установлено, что Силаевой Д.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Московская область Коломенский район деревня Бакунино. На данном земельном участке расположен жилой дом, на который выдано разрешение на ввод его в эксплуатацию, как законченного строительством индивидуального жилого дома.
Законный представитель Силаевой Д.М, обратилась в МУП "ТеплоКоломны", а затем в администрацию Коломенского городского округа с заявлением об организации холодного водоснабжения, принадлежащего Силаевой Д.М. жилого дома.
В удовлетворении заявления МУП "Тепло Коломны" и администраций Коломенского городского округа было отказано ввиду отсутствия технической возможности по технологическому подсоединению к централизованным сетям водоснабжения индивидуальных домовладений в д. Бакунино от существующего ВЗУ со строительством водопроводных сетей. МУП "Тепло Коломны" направлено письмо в Администрацию Коломенского городского округа Московской области для рассмотрения возможности включения мероприятий в Инвестиционную программу предприятия по обеспечению объектов д. Бакунино водоснабжением, за счет источников бюджетного финансирования.
29 октября 2021 года Министерство энергетики Московской области вынесло Распоряжение N 270-А "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения д. Бакунино Коломенского г.о. Московской области на период до 2014 года", которым утвердило техническое задание на реконструкцию ВЗУ N 75 в д. Бакунино с бурением второй скважины в 2022 году.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Коломенского городского округа Московской области не уполномочена на разработку и утверждение схем водоснабжения, сославшись при этом на распоряжение Министерства энергетики Московской области от 29 октября 2021 года N 270-А "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения д. Бакунино Коломенского городского округа Московской области на период до 2024 года", которым утверждено техническое задание на реконструкцию ВЗУ N 75 в д. Бакунино с бурением второй скважины в 2022 году.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда обоснованно не согласилась с такими выводами суда первой инстанции.
Исходя из вышеприведенного правового регулирования, и установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что территория городского округа Коломна Московской области, в котором расположена д. Бакунино, включена в инвестиционную программу муниципального унитарного предприятия "Тепло Коломны", осуществляющего деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Коломна Московской области на 2022 -2024 годы, при этом техническим заданием на разработку указанной инвестиционной программы предусмотрена реконструкция ВЗУ N 75 в д. Бакунино с бурением второй скважины и строительством станции второго подъема, резервуаров накопителей и станции обезжелезивания, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия Администрации Коломенского городского округа Московской области в организации централизованного водоснабжения жилого дома административного истца.
Наряду с указанными выводами, правильными являются и выводы суда апелляционной инстанции в части признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в неорганизации водоснабжения в период отсутствия возможности организовать централизованную систему холодного водоснабжения, поскольку в полномочия Администрации городского округа Коломна Московской области входит организация централизованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644).
В связи с чем, судом апелляционной инстанции обоснованно на Администрацию Коломенского городского округа Московской области возложена обязанность по рассмотрению вопроса об организации подвоза питьевой воды к жилому дому, принадлежащему административному истцу в период отсутствия централизованной системы холодного водоснабжения.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иное толкование норм материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом апелляционной инстанции норм права.
Вопреки доводам жалобы, выводы суда апелляционной инстанции основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, мотивированы и являются правильными.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено; выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного акта не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 июня 2022 года оставить
без изменения, кассационную жалобу представителя администрации городского округа Коломна Московской области Сурковой С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.