Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО1, судей ФИО6 и ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-650/2022)
по кассационному представлению прокурора "адрес" на решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, поддержавшего кассационное представление, возражения против доводов кассационного представления представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, представителя Министерства строительства "адрес" по доверенности от
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
"адрес" в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах N и
N, корпус 1 по "адрес", указав, что по результатам проведенной прокуратурой "адрес" на основании обращений граждан проверки исполнения требований жилищного законодательства Фондом капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории "адрес", установлено, что в соответствии с региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, краткосрочным планом реализации в 2017-2019 годах региональной программы в многоквартирных домах N и N, корпус 1 по "адрес" должен быть проведен капитальный ремонт по определенному перечню работ.
Установленные региональной программой, краткосрочным планом реализации в 2017-2019 годах региональной программы сроки осуществления капитального ремонта истекли, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" должных мер по выполнению предусмотренных работ не принял, бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям.
"адрес" просил признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес", выразившееся в невыполнении работ:
- по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания в многоквартирном "адрес", корпус 1 по "адрес", запланированных к реализации в 2017-2019 годах, предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением правительства "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N-пп;
- по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового и эфирного телевизионного вещания; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в многоквартирном "адрес", запланированных к реализации в 2017-2019 годах, предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением правительства "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N-пп;
возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение указанных работ.
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска отказано.
"адрес" подал кассационное представление на решение суда и апелляционное определение, в которой просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Представитель администрации "адрес" и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации "адрес" по доверенности ФИО5 направила во Второй кассационный суд общей юрисдикции ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, полагала, что судебные акты подлежат отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных случаев (часть 4).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7).
Судом установлено, что постановлением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории "адрес" на 2014 - 2043 годы.
Многоквартирные "адрес" N, корпус 1 по "адрес" на 2014 - 2043 годы.
Названной программой предусмотрено проведение в период 2017-2019 годов в многоквартирном "адрес" работ: капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Региональной программой предусмотрено проведение в период
2017-2019 годов в многоквартирном "адрес", корпус 1 по "адрес" работ: капитальный ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, внутридомовых инженерных систем водоотведения, внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
Распоряжением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-рп создан региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес".
На основании решения комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования "адрес", созданной постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на
2017-2019 годы муниципального образования "адрес".
Постановлением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2017-2019 годы.
Работы в рамках проведения капитального ремонта в многоквартирных домах N и N, корпус 1 по "адрес", вошедших в региональную программу со сроком проведения 2017-2019 годы, не проведены.
Согласно части 4 статьи "адрес" N-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес"" (далее - Закон
N-ЗО) региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается правительством "адрес".
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N-ЗО в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта правительство "адрес" или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном правительством "адрес", утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" (далее - Порядок) утвержден постановлением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
N-пп.
Пунктом 3 Порядка установлено, что краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.
В силу пункта 5 Порядка муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных, в частности, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов "адрес", в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Предварительный сметный расчет составляется Фондом на основании: актов обследования технического состояния многоквартирных домов, составленных и подписанных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; актов разграничения балансовой принадлежности в случае проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной частью 2 статьи 17 Закона N-ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес".
Судом установлено, что многоквартирные "адрес" N, корпус 1 по "адрес" включены в утвержденный постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 - 2019 годы муниципального образования "адрес" как дома, не обеспеченные финансированием.
В соответствии с пунктами 15, 16 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" уполномоченный орган (Министерство строительства "адрес") на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.
Уполномоченный орган в течение двух недель с даты представления органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов проводит их анализ на включение в региональный краткосрочный план, а также (в случае предоставления государственной финансовой поддержки) прилагаемых к ним документов в соответствии с постановлением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп "Об утверждении порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес""; включает в региональный краткосрочный план многоквартирные дома, включенные в муниципальные краткосрочные планы, согласованные в соответствии с пунктом 13 раздела II настоящего Порядка с главным управлением "Государственная жилищная инспекция" "адрес" и региональным оператором; в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду, представляет на рассмотрение правительства "адрес" проект нормативного правового акта об утверждении регионального краткосрочного плана.
Разрешая спор, суд первой инстанции исследовал представленные доказательства и пришел к выводу, что многоквартирный "адрес", корпус 1 по "адрес" не включен в краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
N-пп, и в краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп.
Многоквартирный "адрес" включен в краткосрочный план реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением правительства "адрес" от
ДД.ММ.ГГГГ N-пп, с видом работ: ремонт систем холодного водоснабжения и водоотведения, впоследствии включен в краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
N-пп, с этими же видами работ. По другим видам работ, выполнение которых предусмотрено региональной программой на 2017-2019 годы, названный дом в краткосрочные планы не включен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не нашел оснований для возложения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" обязанности провести капитальный ремонт многоквартирных домов N и N, корпус 1 по "адрес" по видам работ, которые не включены в краткосрочные планы.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда законным, основанным на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам надлежащей оценки представленных доказательств.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Доводы кассационного представления основаны на положениях региональной программы капитального ремонта без учета положений "адрес" N-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес"" и Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес", утвержденного постановлением правительства "адрес" от
ДД.ММ.ГГГГ N-пп, и не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому не могут служить основанием к отмене судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационное представление прокурора "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.