Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи: Игнатьева Д.Ю, судей: Ионовой А.Н, Земцовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по кассационной жалобе УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области
на решение Островского районного суда Костромской области от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 августа 2022 года
гражданское дело по иску Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО9, судебная коллегия
установила:
Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Островский районный суд Костромской области с исковым заявлением к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области, уточнив исковые требования, просил обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: привести в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области в надлежащее санитарное состояние путем производства капитального ремонта: помещение туалета (санитарный узел) общежития отряда проживания осужденных N (инвентарный N, N "адрес"), в частности: произвести покраску стен и потолков; замену и покраску плинтусов; замену (демонтаж) и монтаж плитки стеновой, половой, монтаж системы освещения (установка электрических светильников), монтаж сантехнического оборудования компактов (унитазов) и установки кабинок с обеспечение приватности в срок до ДД.ММ.ГГГГ; кровлю здания банно-прачечного комплекса (инвентарный N, N, "адрес"): капитальный ремонт крыши на здании, в том числе с заменой (демонтажом) и монтажом кровли, потолочных балок и перекрытий в срок до ДД.ММ.ГГГГ; общежитие отряда проживания осужденных N (инвентарный N, N, "адрес" "адрес"), в частности: монтаж и оборудование комнаты воспитательной работы, комнаты групповой психологической работы с осужденными, комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комнаты подогрева пищи, комнаты для мытья и хранения посуды, помещения для сушки одежды и обуви, комнаты быта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по Костромской области.
Решением Островского районного суда Костромской области от 17 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 августа 2022 года, исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены:
на Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области возложена обязанность
устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: привести в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области в надлежащее санитарное состояние путем производства капитального ремонта
-помещения туалета (санитарного узла) общежития отряда проживания осужденных N (инвентарный N, "адрес" "адрес"), : произвести покраску стен и потолков; замену и покраску плинтусов; замену (демонтаж) и монтаж плитки стеновой, половой, монтаж системы освещения (установка электрических светильников), монтаж сантехнического оборудования компактов (унитазов) и установки кабинок с обеспечением приватности в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
-кровли здания банно-прачечного комплекса (инвентарный N, "адрес" "адрес"), в частности : капитальный ремонт крыши на здании, в том числе с заменой (демонтажом) и монтажом кровли, потолочных балок и перекрытий в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
-общежития отряда проживания осужденных N (СУОН) (инвентарный N, "адрес" "адрес"), в частности: монтаж и оборудование комнаты воспитательной работы, комнаты групповой психологической работы с осужденными, комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комнаты подогрева пищи, комнаты для мытья и хранения посуды, помещения для сушки одежды и обуви, комнаты быта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области просили отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, так как монтаж сантехнического оборудования компактов (унитазов) и установка кабинок с обеспечением приватности; в банно-прачечном комплексе произвести капитальный ремонт крыши на здании, в том числе с заменой (демонтажом) и монтажом кровли, потолочных балок и перекрытий) ведется в плановом режиме, производится работа по подготовке к ремонту, закупка строительных материалов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Указанные процедуры предполагают необходимость соблюдения сроков, указанных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ. Поскольку работа по устранению данных нарушений ведется в плановом порядке, то отсутствует необходимость обязывать устранять нарушения в судебном порядке; необходимости в проведении ремонта; необходимости устранения нарушений в общежитии отряда проживания осужденных N, в комнате воспитательной работы, комнате групповой и психологической работы-с осужденными, комнате хранения продуктов питания и приема пищи, комнате подогрева пищи, комнате для мытья и хранения посуды, в помещении для сушки одежды и обуви, в комнате быта нет. Имеющиеся в оперативном управлении исправительной колонии здания не позволяют оборудовать недостающее количество комнат в отряде N, а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения в федеральную целевую программу.
Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения и апелляционного определения, кассационный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях после проведения проверки санитарно- эпидемиологического законодательства при эксплуатации зданий общежитий отрядов проживания осужденных и банно-прачечного комплекса в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области по выявленным нарушениям в адрес руководства ФКУ ИК-4 были внесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ. Администрацией ФКУ ИК-4 на представления даны ответы, выявленные нарушения устранены не были.
Принимая указанное выше решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 10, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.2, 8, 11, 23, 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст.9, 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пришел к выводу об удовлетворении иска, исходя из того, что пребывание осужденных в вышеуказанных помещениях и общежитиях отрядов исправительного учреждения не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации
Суд в решении указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ ИК-4 и ООО "Сатурн" заключен государственный контракт на поставку строительных материалов для проведения капитального ремонта кровли банно-прачечного комплекса на общую сумму 286 463, 36 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также представлен локально-сметный расчет N для осуществления капитального ремонта санузла отряда N ФКУ ИК-4 на сумму 671 234, 08 руб... Однако данные обстоятельства явились недостаточными для того, чтобы сделать вывод о надлежащем выполнении ответчиком санитарных норм и правил.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не установила.
Возражения в апелляционной жалобе относительно невозможности применения указанного "СП 308.1325800.2017. Свода правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утв. и введенному, в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр, поскольку здания построены гораздо ранее 2018 года, судебной коллегией не приняты, так как, исходя из сферы действия, Свод Правил на ранее выстроенные здания распространяется, а права осужденных должны соблюдаться независимо от года постройки здания.
Отвергая возражение стороны ответчика о том, что устранение нарушений помещения туалета (санитарный узел) общежития отряда проживания осужденных N, кровли зданий банно-прачечного комплекса ведется в плановом порядке, суд правомерно посчитал, что данное обстоятельство, а также то, что производится работа по подготовке к ремонту, закупка строительных материалов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", на что имеется- ссылка в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, т.к. не свидетельствуют о своевременном принятии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области исчерпывающих мер по устранению указанных выше нарушений.
Доводы кассационной жалобы УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области выводов судов не опровергают, выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, направлены на их переоценку, что на стадии кассационного производства по делу не представляется возможным, исходя из полномочий кассационного суда общей юрисдикции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, положения части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших за собой какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы, оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Островского районного суда Костромской области от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
Копия верна.
Судья
Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.