Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Заскалько О.В, Пильгановой В.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца Бутенина С.С. на решение Тверского районного суда города Москвы от 23 мая 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Бутенина С.С. к ГУ МВД России по г.Москве о признании незаконным перерасчета пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии исходя из должностного оклада, соответствующего 60-му тарифному разряду, выплатить недополученную сумму пенсионного обеспечения, оставить без удовлетворения. ;
установила:
Бутенин С.С. обратился в суд с иском к ответчику ГУ МВД России по г.Москве о признании перерасчета пенсии с 1 января 2012 года незаконным, обязании установить с 1 января 2012 года должностной оклад сумма, соответствующий 60-му тарифному разряду, произвести перерасчет и выплату недополученной суммы пенсионного обеспечения за период с...
В обоснование заявленных требований истец Бутенин С.С. указал, что в период с 22 января 2002 года по 30 июня 2003 года являлся получателем пенсии, которая выплачивалась Управлением Федеральной службы налоговой полиции РФ по г.Москве. С 1 июля 2003 года пенсионное обеспечение осуществляется органами МВД России. С 2012 года его должностной оклад для исчисления размера пенсии установлен решением Комиссии МВД России протоколом N... и является заниженным, не соответствующим типовой должности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Приказы МВД РФ о создании Комиссии, как и решения Комиссии- не легитимны. Полагая свои права нарушенными, истец Бутенин С.С. обратился в суд с данным иском.
Истец Бутенин С.С. в судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции иск поддержал. Представитель ответчика Безяева М.А. возражала против удовлетворения требований, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Бутенин С.С, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Бутенина С.С, представителя ответчика Безяевой М.А, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Бутенин С.С. приказом ФСНП России от... уволен со службы в органах налоговой полиции, где на момент увольнения занимал должность.., имел специальное звание -...
С 22 января 2002 года по 30 июня 2003 года истец являлся получателем пенсии за выслугу лет в органах налоговой полиции.
Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" органы налоговой полиции упразднены 1 июля 2003 года, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции возложено на МВД России.
С 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, направленное на значительное увеличение получаемого ими оклада месячного денежного содержания, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
Согласно положениям части 9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", при пересмотре с 1 января 2012 года указанных в части 8 данной статьи размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
С 1 января 2012 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", изданного во исполнение ФЗ N 247-ФЗ установлены оклады по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 5 данного Постановления предусмотрено, что при пересмотре размеров пенсий с 1 января 2012 года гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью следует устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из доводов иска, истец Бутенин С.С. полагал, что занимаемая им на дату увольнения в 2002 году должность... является типовой и аналогична предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 878 должности сотрудника внутренних дел Российской Федерации, а именно,... с должностным окладом сумма.
Как следует из возражений ответчика размер должностного оклада для расчета пенсии истца Бутенина С.С. установлен Комиссией протоколом N... как по упраздненной должности, то есть не предусмотренной Постановлением Правительства РФ N 878 от 03.11.2011.
Поскольку должностные оклады по упраздненным штатным должностям не установлены ни Постановлением Правительства РФ N 878 от 03.11.2011, ни приказами МВД России, данные вопросы рассматриваются Комиссией по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, созданной в соответствии с Приказом МВД России от 22.10.2002 N 1022 "О создании комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел", которым также утверждено Положение о вышеуказанной Комиссии и ее состав.
Согласно указанному Приказу Комиссия по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России создана с целью проведения единой политики в области пенсионного обеспечения в системе МВД России и в целях разрешения спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных со службы военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и их семей. Основными задачами Комиссии является разрешение спорных вопросов, возникающих при назначении и перерасчете пенсий пенсионерам МВД России, определение размеров должностных окладов для назначения и перерасчета пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащим внутренних войск МВД России по упраздненным штатным должностям, рассмотрение спорных вопросов назначения и выплаты пенсий по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в отношении уволенных со службы (военной службы) сотрудников и военнослужащих.
В соответствии с п. 11 Раздела III указанного Положения, Комиссия приравнивает на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД об установлении размеров должностных окладов, должностные оклады для назначения пенсий по упраздненным должностям сотрудников и военнослужащих к окладам по аналогичным должностям, существующим на день назначения пенсии или ее перерасчета.
Согласно протоколу заседания комиссии МВД России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения N.., ответчиком был установлен размер должностного оклада на 1 января 2012 года сумма.
В соответствии с расчетом пенсионного органа ГУ МВД России по г.Москве, размер выплачиваемой истцу пенсии с 1 января 2012 года составил сумма с учетом надбавок.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными положениями закона, подзаконных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Бутенина С.С. и исходил из того, что размер пенсионного обеспечения истца по состоянию на 1 января 2012 года определен правильно, основания для перерасчета пенсии за выслугу лет отсутствуют, при этом, размер должностного оклада истца был определен по упраздненной должности на 1 января 2012 года Протоколом N... заседания комиссии МВД России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 3 ноября 2011 года.
Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Как верно пришел к выводу суд первой инстанции, занимаемая истцом Бутениным С.С. на дату увольнения должность... не соответствует указываемой им в качестве аналогичной должности -... с должностным окладом сумма.
При этом пункт 5 Постановления Правительства РФ N 878 от 03.11.2011 содержит предписание о том, что Министру внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2012 года при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, Протокол N... принят во исполнение указанного Постановления, поскольку комиссия МВД России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России имела полномочия на его принятие.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что Протокол N... заседания комиссии МВД России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России противоречит Конституции Российской Федерации, а также доводы о том, что Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 1022 о создании Комиссии и утверждении Положения о ней, а также Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 года N 1163 о внесении изменений в Положение о Комиссии не могут применяться, поскольку они не прошли государственную регистрацию в Минюсте России, не опубликованы в установленном порядке и отменены, отклоняются.
Вопреки утверждению заявителя жалобы указанные приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации не отменены, а признаны утратившими силу.
При этом принятые Комиссией МВД России решения за период ее деятельности, в том числе Протокол N.., не отменялись, незаконными или недействующими не признавались. Каких-либо иных нормативно-правовых актов во исполнение пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 878 от 3 ноября 2011 года "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников внутренних дел Российской Федерации" Министерством внутренних дел Российской Федерации не принималось, а иной механизм расчета с 1 января 2012 года пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, действующим законодательством не предусмотрен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дата заседания Комиссии согласно Протоколу N.., в то время как пересмотр окладов произведен с даты ранее, то есть 1 января 2012 года о незаконности выводов суда не свидетельствуют. Как указано выше, Протокол N... принят во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 878 от 3 ноября 2011 года, пунктом 5 которого Министру внутренних дел Российской Федерации предписано пересмотреть размеры пенсий гражданам с 1 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Тверского районного суда города Москвы от 23 мая 2022 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.