Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Левшенковой В.А., судей Олюниной М.В., Морозовой Д.Х., при помощнике судьи Трусковской И.Е., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Левшенковой В.А.
дело по апелляционной жалобе представителя истца Департамента городского имущества г.Москвы и третьего лица Правительства Москвы на решение Щербинского районного суда города Москвы от 10 августа 2022 года, которым постановлено:
Изъять для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью... кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, адрес, адрес.
Установить сумму возмещения правообладателю Валюшок Наталье Ивановне за изымаемое нежилое помещение в размере сумма.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для погашения ограничений (обременений) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого недвижимого имущества.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Валюшок Натальи Ивановны на нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью... кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, п.Кокошкино, адрес, а также перехода и возникновения права собственности субъекта Российской Федерации города федерального значения Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью... кв. м, расположенное по адресу:.., адрес.
Возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы после вступления решения суда в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя.
Правообладатель обязан в течение 5 рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамент городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента. В случае отказа Правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся Департаментом городского имущества города Москвы на депозит нотариуса.
Правообладатель обязан освободить нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения Правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение нежилого помещения. Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц,
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в суд с исковым заявлением к Валюшок Н.И. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд с установлением размера возмещения - сумма.
В обосновании исковых требований истец указал, что Департаментом городского имущества города Москвы 30.10.2020 года издано распоряжение N36522 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 года N497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве" нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью... кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, п.Кокошкино, адрес, принадлежащее на праве собственности Валюшок Н.И, о чем сделана запись в ЕГРН от 07.05.2018 года N... -77/017/2018-2. Однако Валюшок Н.И. не соглашается в досудебном порядке подписать соглашение об изъятии недвижимого имущества по предложенной цене.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит представитель истца и третьего лица Шатихин Н.В, ссылаясь на то, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела; нарушил нормы процессуального права.
Представитель истца ДГИ г.Москвы и третьего лица Правительства Москвы по доверенностям Агатов А.А. в заседании коллегии доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика Андреева В.П. в заседании коллегии полагала решение суда законным и обоснованным.
Ответчик Валюшок Н.И. в заседание судебной коллегии не явилась, о слушании дела извещена, об уважительных причинах своей неявки судебной коллегии не сообщила, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судебная коллегия, заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.
Решение суда первой инстанции вынесено при точном соблюдении процессуальных норм и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим между сторонами правоотношениям, и содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов.
В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 30.10.2020 года N36522 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 года N7-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащие правообладателю Валюшок Н.И, по адресу: г.Москва, п.Кокошкино, адрес.
В соответствии с отчетом об оценке от 22.12.2020 года NП1100-1-20, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Оценка и Консалтинг", определена величина убытков, причиненных обладателю прав за изымаемое недвижимое имущество. Сумма денежной компенсации за изымаемое нежилое помещение составляет сумма без учета НДС, и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также иные убытки расходы, причиненные правообладателю в связи с изъятием.
В соответствии с требованиями ст.56.8 и 56.9 ЗК РФ, а также ч.2 ст.56.10 ЗК РФ в адрес ответчика письмами от 27.01.2021 года за исходящими NДГИ-И-5016/21, NДГИ-И-5018/21, направлен проект соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества, и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Направление указанных документов (проект соглашения и отчет об оценке) подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами 9355116788, 12599355116764.
Срок подписания соглашения истек 11.05.2021 года, ответчик указанное соглашение не подписала в связи с несогласием с размером выкупной цены.
Для проверки доводов сторон о размере возмещения судом по ходатайству представителя ответчика была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Правое дело", из заключения которого следует, что размер возмещения за изымаемый для государственных нужд объект недвижимости, включая убытки, упущенную выгоду и иные расходы, на момент проведения исследования и с учетом округления составляет сумма, в том числе, рыночная стоимость объекта - сумма, убытки, связанные с изъятием объекта недвижимости сумма, упущенная выгода - сумма.
Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (ст.279-282), Земельным (ст.49, 56) и Жилищным (ст.32) кодексами РФ.
Согласно ст.49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии;объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Правительство РФ постановлением от 15.04.2014 года N323 "Об утверждении государственной программы РФ "Об обеспечении доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвердило государственную программу, направленную на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
В соответствии с указанным нормативным актом, Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации, Законом города Москвы от 17.05.2017 N14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Статьей 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N4802-1 установлено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Закона г.Москвы от 17.05.2017 N14 собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на пpaвe собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
При этом, ст.2 указанного закона определено, что правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд).
Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Из пункта 6 статьи 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии со ст.ст.281, 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии с п.4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 9-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации городе федерального значения Москве.
Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП "Об утверждении порядков содействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", Департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве: направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве; подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве; обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений; направляет решение об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества; опубликовывает решение об изъятии нежилых помещений; направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр; обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений; обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для
государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного в городе Москве и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания; в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, Департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования частично, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренный законом срок заключения направленного в адрес ответчика соглашения истек, ответчик его не подписала, в связи с чем принадлежащий ответчику объект недвижимого имущества подлежит изъятию для государственных нужд в собственность г.Москвы с выплатой возмещения.
При этом в основу размера возмещения суд положил заключение судебной экспертизы ООО "Правое дело" на сумму сумма, полагая, что экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями норм действующего законодательства РФ, на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза является полной и достоверной, компетентность эксперта сомнений не вызывает.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В своей жалобе апеллянт выражает несогласие с решением суда, указывая на недопустимость заключения эксперта, полученного в ходе проведения по делу оценочной экспертизы, поскольку оно составлено с существенными нарушениями.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно положил в основу решения заключение судебной экспертизы ООО "Правое дело", которое является полным, обоснованным и содержит исчерпывающие выводы, основанные на специальной литературе и проведенных исследованиях.
Заключение судебной экспертизы отвечает требованиями ст.86 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность выводов проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы.
При проведении судебной экспертизы в распоряжение эксперта были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства, как со стороны истца, так и со стороны ответчика, которые им учитывались, что следует из текста заключения, был проведен осмотр самого объекта оценки.
Доказательств несостоятельности выводов экспертизы или некомпетентности эксперта ее проводившего и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не представлено. Доказательств, опровергающих заключение экспертизы, или позволяющих усомниться в правильности или обоснованности данного заключения, ответчиком также не представлено.
Утверждение апеллянта о том, что экспертом при проведении исследования не внесена корректировка к аналогу N2 на тип помещения (пристройка к дому), судебная коллегия отклоняет, поскольку данный объект таковым не является, расположен в торговом центре и подходит под формулировку "объект микрорайонного масштаба", в связи с чем поправка не применяется.
Ссылки заявителя жалобы на конкретный источник информации о ценах, который опровергает выводы эксперта, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку анализ рынка представлен на данном сайте по состоянию на 01.01.2018 года, тогда как рыночная стоимость изымаемого объекта подлежит определению на дату рассмотрения спора.
Анализ рынка земельных участков, проведенный Ю.В.Сафроновым и Е.Д.Гостевой, на который ссылается апеллянт, и которому, по его мнению, не соответствует экспертное заключение, не может повлечь отмену или изменение постановленного решения, поскольку данный анализ не является единственным источником информации, разрешенным к использованию в экспертной деятельности, в свою очередь, в основу судебной экспертизы был положен Сборник рыночных корректировок Е.Е.Яскевича, что не противоречит действующему законодательству и соответствует положениям пункта 25 ФСО N7.
По тем же основаниям судебная коллегия не принимает во внимание доводы о необходимости применения поправок на витринные окна и тип парковки, учитывая, что в используемом экспертом Сборнике рыночных корректировок Е.Е.Яскевича такие корректировки не предусмотрены, а существование на одном из справочных ресурсов ссылок на данные корректировки не свидетельствует о сложившихся устойчивых изменениях цен в зависимости от наличия или отсутствия витринных окон, а также типа парковки.
Касательно корректировок на состояние здания, судебная коллегия отмечает, что данные сайта "СтатРиелт", на которые ссылается заявитель жалобы, не являются общедоступными, в связи с чем поверить достоверность приведенных сведений не представляется возможным.
В то же время в заключении судебной экспертизы корректировка на состояние задние применена, расчет поправки приведен со ссылкой на Приказ Росстата от 03.07.2015 года N296.
Ссылки на необоснованное включение экспертом затрат риелтора, во внимание не принимаются, поскольку данные расходы были рассчитаны экспертом в связи с поставленным перед ним судом вопросом об иных убытках, расходах и упущенной выгоде, возникшими в связи с изъятием земельного участка.
Довод жалобы о том, что эксперт не является членом саморегулируемой организации оценщиков, является необоснованным, поскольку положения ФЗ от 31.05.2001 года N73-ФЗ, в соответствии с которым было составлено заключение, не предусматривают обязанности эксперта состоять в саморегулируемой организации оценщиков.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199, 327- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда города Москвы от 10 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Департамента городского имущества г.Москвы и третьего лица Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.