Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Удова Б.В, судей фио, фио, при помощнике судьи Ивановой А.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В, гражданское дело по апелляционной жалобе истца Варлакова Д. Н.
на решение Хамовнического районного суда адрес от 22 июня 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Варлакова Дениса Николаевича к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Московский государственный лингвистический университет" отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Московский государственный лингвистический университет" (далее ФГБОУ ВО МГЛУ) о предоставлении образовательных услуг, взыскании денежных средств, мотивируя тем, что с 01 сентября 2020г. проходил обучение в ФГБОУ ВО МГЛУ по программе высшего образования - программе бакалавриата по направлению подготовки (специальности) 45.03.02 Лингвистика, направленность (профиль) "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (английский язык) по очно-заочной форме обучения на основании договора от 04.08.2020г. N 004/20-2ВО/ВП. Между сторонами было заключено дополнительное соглашение от 30.09.2020г. к договору от 04.08.2020г. N 004/20-2ВО/ВП, по условиям которого стоимость образовательных услуг ФГБОУ ВО МГЛУ была снижена до сумма за каждый семестр. В марте 2021г. истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о переводе его на индивидуальный план обучения, но в удовлетворении данных заявлений истцу было отказано, несмотря на оплату истцом 6-го семестра. Истец полагал, что никаких оснований для отказа в удовлетворении заявлений о его переводе на индивидуальный план обучения у ФГБОУ ВО МГЛУ не имелось, поскольку в силу п. 2.2 Положения об обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся ФГБОУ ВО МГЛУ, утв. Приказом от 29.12.2017 г..N 1641, он имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану как лицо, получающее второе высшее образование.
Также, по мнению истца, незаконное уклонение ответчика от реализации имеющегося у него права на получение образовательных услуг по индивидуальному учебному плану указывает на отказ ответчика от оказания ему оплаченных образовательных услуг за 6-й семестр и является основанием для обязания ФГБОУ ВО МГЛУ в судебном порядке предоставить ему образовательные услуги по индивидуальному учебному плану, начиная с 6-го семестра до окончания срока действия договора N 004/20-2ВО/ВП от 04.08.2020г. в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2020г. с применением ст. ст. 13, 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Истец просил суд:
- обязать ФГБОУ ВО МГЛУ предоставить ему образовательные услуги по индивидуальному учебному плану, начиная с 6-го семестра до окончания срока действия договора N 004/20-2ВО/ВП от 04.08.2020г. в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2020г.;
- взыскать с ФГБОУ ВО МГЛУ компенсацию морального вреда в размере сумма, штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", и судебные расходы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе фио просит решение суда отменить, как незаконное.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В силу ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
В соответствии со ст. 34 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Из материалов дела следует, что 04 августа 2020г. между заказчиком (обучающимся) Варлаковым Д.Н. и исполнителем ФГБОУ ВО МГЛУ был заключен договор N 004/20-2ВО/ВП об образовании на обучение по образовательной программе высшего образования, по условиям которого исполнитель ФГБОУ ВО МГЛУ обязуется предоставить образовательную услугу, а заказчик фио обязуется оплатить обучение по программе высшего образования - программе бакалавриата по направлению подготовки (специальности) 45.03.02 Лингвистика, направленность (профиль) "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (английский язык)" по очно-заочной форме обучения в пределах требований федерального государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебным планом образовательной программы, разработанной исполнителем.
Пунктами 3.1, 3.1.1 Договора предусмотрено, что полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения составляет сумма (сумма в семестр).
Дополнительным соглашением от 30.09.2020г. к договору от 04.08.2020г. N 004/20-2ВО/ВП пункты 3.1, 3.1.1 Договора изложены в следующей редакции: полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения составляет сумма (сумма в семестр).
19 февраля 2021г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору от 04.08.2020г. N 004/20-2ВО/ВП, которым изменен срок освоения образовательной программы на 2 года 6 месяцев (5 учебных семестров) и установлена полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения в размере сумма.
Согласно материалам дела на основании заявления Варлакова Д.Н. от 08.02.21г. о переводе его на программу с нормативным сроком освоения образовательной программы 5 лет, и предоставления гарантий о своевременной оплате в связи с увеличением сроком обучения с 4, 5 до 5 лет, приказом от 04.03.21г. N 639 ст, вынесенным ректором ФГБОУ ВО МГЛУ, фио переведен на другой срок освоения в пределах образовательной программы, в результате чего срок освоения образовательной программы увеличился с 4, 5 лет до 5 лет.
Таким образом, с 04 марта 2021г. истец фио являлся студентом по программе обучения с полным сроком освоения высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 "Лингвистика".
При этом согласно материалам дела на момент получения данного образования истец фио имел высшее образование, т.е. являлся получателем второго высшего образования.
Из материалов дела следует, что 09 марта 2021г. и 23 марта 2021г. истец обратился к проректору ФГБОУ ВО МГЛУ с заявлениями о переводе его на индивидуальный учебный план, но в удовлетворении вышеуказанных заявлений истцу было отказано.
Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции данный отказ являлся законным и обоснованным.
Так приказом ректора ФГБОУ ВО МГЛУ от 29.12.17г. N 1641 утверждено Положение об обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный лингвистический университет", по условиям которого (п. 2.2) на обучение по индивидуальному учебному плану может быть переведен обучающийся при наличии следующих обстоятельств:
- обучающийся по состоянию здоровья не имеющий возможности посещать учебные занятия по утвержденному расписанию;
- обучающийся, осуществляющий уход за тяжело больным членом семьи;
- обучающийся, являющийся членом спортивной команды Университета, города и т. д, график спортивной подготовки и соревнований которого совпадают с образовательным процессом;
- обучающийся, имеющий ребенка в возрасте до трех лет
- обучающийся, являющийся инвалидом;
- обучающийся, проявляющий незаурядные (выдающиеся) способности в изучении дисциплин профессионального цикла и научной деятельности;
- обучающийся, находящийся на стажировке, на обучении за границей и в других образовательных учреждения;
- обучающийся, переведенный из другого высшего учебного заведения при наличии разницы в образовательных программах высшего образования;
- обучающийся, переведенный на другую образовательную программу высшего образования;
- обучающийся, переведенный с одной формы обучения на другую;
- обучающийся, отчисленный из Университета и восстанавливающийся для продолжения обучения в Университете, при наличии разницы в образовательных программах высшего образования;
- обучающийся, получающий второе высшее образование и (или) дополнительное профессиональное образование;
- студент, обучающийся по ускоренному обучению;
- обучающийся, имеющий иные исключительные обстоятельства.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что обучающийся обязан согласовать заявление о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану у ответственных лиц.
В соответствии с п. 3.2 Положения к заявлению о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану обучающийся обязан приложить документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в пункте 2.2 Положения (справки (заключения) лечебных учреждений, свидетельство о рождении, заключение кафедры о научно-исследовательской или учебно-исследовательской деятельности студента, ходатайство кафедры физической культуры и здоровья и т.д.).
Между тем согласно материалам дела к вышеуказанным заявлениям от 09 марта 2021г. и 23 марта 2021г. истцом не были приложены документы, предусмотренные пп. 3.1, 3.2 Положения, а именно не представлено согласование о переводе, не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в пункте 2.2 Положения.
Каких-либо доказательств, опровергающих изложенное и подтверждающих предоставление истцом в ФГБОУ ВО МГЛУ согласования о переводе, документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в пункте 2.2 Положения, суду представлено не было и в материалах дела нет.
В связи с отсутствием у ФГБОУ ВО МГЛУ согласования о переводе, документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в пункте 2.2 Положения, суд пришел к выводу о том, что никаких оснований, предусмотренных Положением об обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный лингвистический университет", утв. приказом ректора ФГБОУ ВО МГЛУ от 29.12.17г. N 1641, для перевода истца на обучение по индивидуальному учебному плану у ФГБОУ ВО МГЛУ не имелось.
Кроме того, согласно материалам дела на день вынесения решения суда первой инстанции договор от 04.08.2020г. N 004/20-2ВО/ВП об образовании на обучение по образовательной программе высшего образования свое действие прекратил в связи с его расторжением, что исключает возможность предоставления истцу со стороны ФГБОУ ВО МГЛУ образовательных услуг в рамках договора от 04.08.2020г. N 004/20-2ВО/ВП.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая отсутствие доказательств совершения ответчиком неправомерных действий, в результате которых нарушены права истца, никаких оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции нет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для вмешательства в судебное постановление по доводам апелляционной жалобы представителя истца не находит.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку они основаны на субъективной трактовке обстоятельств дела и положений действующего законодательства, повторяют позицию заявителя жалобы в суде первой инстанции, которая была исследована судом первой инстанции с учетом представленных в материалы дела доказательств и им дана надлежащая оценка и указаны выводы, с которыми согласна судебная коллегия.
Выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, установлены правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, требования статей 59, 60, 67 ГПК РФ судом первой инстанции не нарушены.
Иные доводы апелляционной жалобы истца аналогичны основаниям заявленных истцом в суд требований, по существу они направлены на переоценку выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям, в силу положений ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит в себе оснований, позволяющих судебной коллегии прийти к выводу об отмене либо изменению судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм материального либо процессуального права не обнаружено.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хамовнического районного суда адрес от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.