Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной Е.Ю., судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имущества адрес на решение Пресненского районного суда адрес от 15 сентября 2022 года, которым постановлено:
"Исковые требования исковому заявлению Валуйской Екатерины Юрьевны, действующей в интересах фио, фио к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным отказа, возложении обязанности, удовлетворить частично.
Признать незаконными решение ДГИ N 33-5-18681\22-(0)-1 от 03.03.2022 г. об отказе в приеме документов.
Возложить на Департамент городского имущества адрес обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении государственной услуги
В остальной части иска Валуйской Екатерины Юрьевны отказать"
УСТАНОВИЛА:
Истец Валуйская Е.Ю. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным уведомление об отказе приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги N 33-5-18681/22-(0)-1 от 03.03.2022 года, об обязании поставить Валуйскую Е.Ю, выступающую в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных исковых требований указала на то, что обратилась в Департамент городского имущества адрес с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", однако решение N от 03.03.2022 г. в приеме документов отказано, которое истец считает незаконным.
Истец Валуйская Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя, который исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит ответчик Департамент городского имущества адрес по доводам апелляционной жалобы, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание коллегии не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.
Согласно ч. 2 ст. 49 адрес кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу с ч. 1 ст. 52 адрес кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Законом адрес от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" определен порядок признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 7 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей
сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес.
По смыслу ч. 1 ст. 8 указанного Закона жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения и проживают в общежитиях, служебных жилых помещениях, в жилых помещениях домов коридорной системы, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых адрес является местом пребывания).
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу ч. 4 ст. 11 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти адрес, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Порядок рассмотрения вопроса принятия жителей адрес на жилищный учет также определен Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты адрес и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) адрес", постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес". Иной порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий действующим законодательством адрес не предусмотрен.
Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества адрес. Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также выдача результата предоставления государственной услуги заявителю осуществляется при личном обращении заявителя филиалами Государственного бюджетного учреждения адрес центры предоставления государственных услуг адрес" - многофункциональными центрами предоставления государственных услуг адрес по экстерриториальному принципу вне зависимости от регистрации заявителя по месту жительства в адрес (п. 2.3.1 Регламента).
Полный перечень документов необходимых для рассмотрения вопроса о постановке на жилищный учет определен в п. 2.5.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
В соответствии с п. 2.8.1.1 Регламента представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами адрес, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
В соответствии с п. 2.8.1.3 Регламента заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 2.5.1.1, 2.5.1.2, 2.5.1.3, 2.5.1.4, 2.5.1.5 Регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем, а именно: запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (п. 2.5.1.1.1. Регламента), а именно:
при обращении заявителя в филиалы МФЦ запрос оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту и подписывается заявителем, всеми членами его семьи (супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании судебного постановления) (далее - члены семьи заявителя) или их представителями, уполномоченными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в присутствии работника МФЦ (отсутствуют сведения и подписи всех членов семьи заявителя, зарегистрированных по месту жительства совместно с заявителем) (п. 2.5.1.1.1.1 Регламента);
документы, подтверждающие виды и размер доходов заявителя и членов семьи заявителя за два полных календарных года (за 2020-2021 гг.), предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе (п. 2.5.1.1.18 Регламента), а именно: документ, содержащий сведения о размере пособий на детей, назначенных органами социальной защиты населения, выданный указанными органами (для лиц, получающих (на фио, фио) (п. 2.5.1.1.18.15 Регламента);
справка с места работы лица, обязанного к уплате алиментов, о размере взыскиваемых алиментов либо соглашение об уплате алиментов или судебное постановление об установлении размера алиментов (при наличии указанного судебного постановления) (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление).
В случае неполучения алиментов, предоставляется заявление об отсутствии указанных выплат (об отсутствии факта уплаты алиментов) (на фио) (п. 2.5.1.1.18.24 Регламента);
документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие обязательному представлению всеми членами семьи заявителей
указанные в п.п. 2.5.1.1.1 - 2.5.1.1.18.28 (К членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона N 29 является регистрация в жилом помещении по месту жительства. Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещений, семейных правоотношений, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей. Указанное определение членов семьи используется исключительно в целях реализации гражданами прав и обязанностей в жилищной сфере и не является тождественным определению понятия "семья", используемому в целях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты) (ч. 2 ст. 1 Закона N 29). Таким образом, все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Валуйская Е.Ю. обратилась с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
03 марта 2022 года истцу отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Истец считает действия ответчика незаконными, поскольку на ответчике возложена обязанность получать корреспонденцию по имеющемуся адресу.
Оценив представленные доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку истцом был предоставлен весь необходимый пакет документов для решения вопроса о предоставлении государственной услуги, то обжалуемое решение ДГИ N 33-5-18681\22-(0)-1 от 03.03.2022 г. об отказе в приеме документов является незаконным.
Признав обжалуемое решение незаконным, суд первой инстанции возложил на Департамент городского имущества адрес обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении государственной услуги
При этом учитывая, что суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации), суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворении требований истца о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в данном случае нарушенное право восстановлено путем возложения на Департамент городского имущества адрес обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении государственной услуги.
Выводы суда не противоречат установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что департаменту не был представлен полный пакет документов, относящихся непосредственно к семье истца, нельзя признать обоснованными, поскольку они не являются конкретизированными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку само по себе, несогласие ответчика с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.