Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при помощнике Гельфанд С.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 21 сентября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение ДГИ адрес от 30 ноября 2021 года N 55159 "О снятии с жилищного учета",
УСТАНОВИЛА:
истец Цуканова М.Е. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о защите жилищных прав, в котором просила признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества адрес от 30 ноября 2021 года N 55159.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылалась на то, что Цуканова М.Е. в составе семьи из 6 человек (она, фио, фио, фио, фио, фио) зарегистрирована и проживает в квартире, общей площадью 46, 5 кв.м, расположенной по адресу: адрес. Указанная квартира принадлежит фио и фио по ? доли в праве общей долевой собственности. Цуканова М.Е, фио, фио, фио, фио состояли на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2019 года, учётное дело N 87-01-957190-2019-0005.0.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 30 ноября 2021 года N55159 истец и члены её семьи были сняты с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия истца и членов её семьи с жилищного учёта послужило то обстоятельства, что имущественная обеспеченность истца и членов её семьи превышает стоимость общей площади жилого помещения, необходимого для обеспечения семьи истца по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
При этом Департамент городского имущества адрес при определении имущественной и жилищной обеспеченности истца и членов её семьи учитывал жилищную обеспеченность фио, которому принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, а также 185/2000 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 50, 8 кв.м, расположенный по адресу: адрес, с. адрес, адрес (кадастровый номер 50:11:0000000:32975), а также ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес.
Не согласившись с данным распоряжением, истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Иные лица в судебном заседании участия не принимали, извещались судом надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик Департамент городского имущества адрес в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Истец Цуканова М.Е. в заседание судебной коллегии явилась, возражала по доводам апелляционной жалобы, представила письменные возражения на апелляционную жалобу.
Третьи лица фио, фио, фио, фио, фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Третьи лица фио, фио, фио представили письменные возражения на апелляционную жалобу.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению ответчика и третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав истца Цуканову М.Е, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (части 1 и 2 статьи 52 данного Кодекса).
Согласно положениям действующего законодательства, субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации наделены также полномочиями устанавливать основания для признания данных категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях и предусматривать порядок предоставления данных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона адрес от 25 января 2006 г. N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", малоимущими гражданами признаются жители адрес, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
адрес жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом адрес, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма.
Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 ЖК адрес.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК адрес, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом адрес, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
По общему правилу (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ) жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу п. 3 ст. 20 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Цуканова М.Е. в составе семьи из 6 человек (она, фио, фио, фио, фио, фио) зарегистрирована и проживает в квартире, общей площадью 46, 5 кв.м, расположенной по адресу: адрес.
Указанная квартира принадлежит фио и фио по ? доли в праве общей долевой собственности.
Цуканова М.Е, фио, фио, фио, фио состояли на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2019 года, учётное дело N 87-01-957190-2019-0005.0.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 30 ноября 2021 года истец и члены её семьи были сняты с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия истца и членов её семьи с жилищного учёта послужило то обстоятельства, что имущественная обеспеченность истца и членов её семьи превышает стоимость общей площади жилого помещения, необходимого для обеспечения семьи истца по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
При этом Департамент городского имущества адрес при определении имущественной и жилищной обеспеченности истца и членов её семьи, учел жилищную обеспеченность фио, которому принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, а также 185/2000 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 50, 8 кв.м, расположенный по адресу: адрес, с. адрес, адрес (кадастровый номер 50:11:0000000:32975), а также ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст.ст. 13, 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом адрес от 25 января 2006 г. N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", Законом адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст.29 ЖК адрес, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и признании незаконным Распоряжения Департамента городского имущества адрес от 30 ноября 2021 года N 55159 "О снятии с жилищного учета", и исходил из того, что произведённый стороной ответчика расчёт имущественной и жилищной обеспеченности Цукановой М.Е. является неверным, поскольку фио не состоит на жилищном учете вместе с истцом и членами её семьи и не претендует совместно с ними на улучшение жилищных условий, семья истца не имеет права собственности или права пользования на жилые помещения фио, в связи с чем он не может быть учтён при подсчёте жилищной и имущественной обеспеченности истца и членов её семьи, состоявших на жилищном учете.
Суд пришел к выводу, что стоимость общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести Цукановой М.Е. и членам её семьи для обеспечения по норме предоставления жилого помещения на одного человека составляет 7.709.789, сумма, а не 7.004.011, сумма, как считает ответчик. Также ответчиком неверно произведён расчёт денежного выражения истца и членов её семьи, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции ответчика по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.