Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Пильгановой В.М., Жолудовой Т.В.
при помощнике судьи Гусеве Д.М, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Данилиной Г.Н. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 13 мая 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа г. Москвы в лице отдела социальной защиты населения района Зюзино ЮЗАО города Москвык Данилиной Г.Н. удовлетворить.
Взыскать с Данилиной Г.Н. в пользу Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа г. Москвы в лице отдела социальной защиты населения района Зюзино ЮЗАО города Москвы сумму переполученной региональной социальной доплаты в размере сумма
Взыскать с Данилиной Г.Н. в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере сумма;
установила:
УСЗН ЮЗАО города Москвы обратилось в суд с иском к Данилиной Г.Н. о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты в размере сумма
В обоснование заявленных требований указано, что Данилина Г.Н. является получателем пенсии по старости в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, ОСЗН Зюзино УСЗН ЮЗАО города Москвы с 01.07.2008 ей взамен ранее установленной ежемесячной компенсационной выплаты назначена региональная социальная доплата. 29.03.2005 Данилина Г.Н. предоставила трудовую книжку, содержащую сведения об увольнении 23.02.1993, и обязалась сообщить о поступлении на работу в течение 5 дней. С 01.09.2019 на основании п. 35 Порядка выплата региональной социальной доплаты пенсионеру была приостановлена в связи с поступившей информацией о начисленных страховых взносах на индивидуальный лицевой счет пенсионера. В ходе дальнейшей проверки установлено, что Данилина Г.Н. осуществляет трудовую деятельность в... в качестве... Об осуществлении трудовой деятельности в Отдел в установленные законом сроки пенсионер не сообщила. В результате несвоевременного исполнения обязательства из бюджета города Москвы за период с 01.12.2015 по 31.08.2019 излишне выплачены денежные средства на выплату региональной социальной доплаты в сумме сумма 09.09.2019 экспертной комиссией рассмотрен вопрос об излишне выплаченных денежных средствах городского бюджета, решением комиссии Данилиной Г.Н. предложено в добровольном порядке погашать переплату региональной социальной доплаты в сумме сумма (решение N 3806). Начиная с 23.10.2019 Данилина Г.Н. в добровольном порядке производит погашение переплаты регулярными платежами в размере сумма, за истекший период погашено сумма Сумма переплаты по вине пенсионера составляет... = сумма До настоящего времени задолженность не погашена.
В судебное заседание суда первой инстанции стороны не явились, извещены, дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Данилина Г.Н. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца УСЗН ЗАО г. Москвы в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен; судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя истца. Ответчик Данилина Г.Н, представитель ответчика Баркалов И.Л. в судебное заседание явились, просили решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, Проверив материалы дела, выслушав ответчика, его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела имеются.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Данилина Г.Н. является получателем пенсии по старости в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, ОСЗН Зюзино УСЗН ЮЗАО города Москвы с 01.07.2008 Данилиной Г.Н. взамен ранее установленной ежемесячной компенсационной выплаты назначена региональная социальная доплата.
29.03.2005 Данилина Г.Н, обращаясь за назначением ежемесячной компенсационной выплаты, предоставила трудовую книжку, содержащую сведения об увольнении 23.02.1993, и обязалась сообщить о поступлении на работу в течение 5 дней.
С 01.09.2019 на основании п. 35 Порядка выплата региональной социальной доплаты пенсионеру была приостановлена в связи с поступившей информацией о начисленных страховых взносах на индивидуальный лицевой счет пенсионера (служебный реестр от 24.08.2019)
В ходе проверки установлено, что Данилина Г.Н. осуществляет трудовую деятельность в... в качестве... Об осуществлении трудовой деятельности в Отдел в установленные законом сроки пенсионер не сообщила.
В результате несвоевременного исполнения обязательства из бюджета города Москвы за период с 01.12.2015 по 31.08.2019 излишне выплачены денежные средства на выплату региональной социальной доплаты в сумме сумма
09.09.2019 экспертной комиссией рассмотрен вопрос об излишне выплаченных денежных средствах городского бюджета, решением комиссии Данилиной Г.Н. предложено в добровольном порядке погашать переплату региональной социальной доплаты в сумме сумма (решение N 3806).
Начиная с 23.10.2019 Данилина Г.Н. в добровольном порядке производит погашение переплаты регулярными платежами в размере сумма, за истекший период погашено сумма Общая сумма переплаты составляет... = сумма
Рассматривая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что несообщение ответчиком о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты региональной социальной доплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, и пришел к выводу о том, что переплата региональной социальной доплаты должна быть возвращена пенсионером, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца переплату в размере сумма
Судебная коллегия не может согласиться указанными выводами ввиду следующего.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (РСД) взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (ЕКВ).
Этим же Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Согласно материалам дела Данилиной Г.Н. 29.03.2005 назначена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) к пенсии как неработающему пенсионеру, ею было дано обязательство сообщить управлению социальной защиты населения города Москвы о поступлении на работу, а также возместить излишне полученные суммы выплат в случае невыполнения этого обязательства.
Вместе с тем сведений о том, была ли Данилина Г.Н. проинформирована УСЗН ЮЗАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, разъяснены ли ей были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавала ли Данилина Г.Н. заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимала ли Данилина Г.Н. письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Данилина Г.Н указала на то, что такие документы ею не подписывались, о переходе с ЕКВ на РСД ответчик не предупреждалась, в УСЗН ЮЗАО г. Москвы не вызывалась и соответствующее обязательство после перехода на РСД не писала.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм пособий презюмируется, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при таких обстоятельствах недобросовестность в действиях ответчика не усматривается и оснований для возложения на ответчика обязанности по погашению задолженности по выплате РСД не имеется.
Поскольку решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований постановлено при неправильном применении норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о его отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 13 мая 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа г. Москвы к Данилиной Г.Н. о взыскании излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.