Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей Кирпиковой Н.С., адресВ.
при секретаре Карасевой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-559/2021 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России N36 по адрес к Карташову... о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Гагаринского районного суда адрес от 30 августа 2021 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N36 по адрес (далее - ИФНС России N36 по адрес) обратилась в суд с административным иском к Карташову В.Р. о взыскании задолженности по транспортного налога за 2018 год в размере сумма, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере сумма, указав в обоснование заявленных требований, что в спорный налоговый период на имя фио были зарегистрированы транспортные средства, однако обязанность по уплате транспортного налога он не исполнил.
Решением Гагаринского районного суда адрес от 30 августа 2021 года административные исковые требования ИФНС России N36 по адрес удовлетворены, постановлено:
взыскать с Карташова Владимира Ревальдовича в пользу ИФНС России N 36 по адрес недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере сумма, пени за несвоевременную уплату налога в размере сумма;
взыскать с Карташова Владимира Ревальдовича в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма.
В апелляционной жалобе административный ответчик Карташов В.Р. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, исследовав материалы административного дела N2а-311/2020 по заявлению ИФНС России N36 по адрес о вынесении в отношении фио судебного приказа, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в иных отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнительных письменных объяснений административного ответчика, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Разрешая настоящее дело, суд установил, что в 2018 году на имя фио были зарегистрированы транспортные средства:
снегоход марки "ARCTIC CAT BEARCAT WT 660", идентификационный номер (VIN) VIN-код, регистрационный знак ТС;
автомобиль марки марка автомобиля, идентификационный номер (VIN) VIN-код, регистрационный знак ТС;
автомобиль марки "Бентли Континенталь GT", идентификационный номер (VIN) VIN-код, регистрационный знак ТС;
автомобиль марки марка автомобиля, идентификационный номер (VIN) VIN-код, регистрационный знак ТС.
Налоговым органом в адрес фио направлено налоговое уведомление N264894 от 14 ноября 2019 года, которым произведен расчет транспортного налога за 2018 год в размере сумма
Поскольку налог уплачен не был, в адрес налогоплательщика направлено требование N3983 от 28 января 2020 года, которым предложено в срок до 2 марта 2020 года погасить задолженность и уплатить пени.
В связи с нарушением Карташовым В.Р. срока уплаты налога ему были начислены пени, о чем направлено требование N18891 от 21 апреля 2020 года.
31 июля 2020 года мировым судьей судебного участка N218 адрес вынесен судебный приказ о взыскании с фио недоимки по транспортному налогу, пени.
Определением мирового судьи судебного участка N218 адрес от 12 октября 2020 года судебный приказ отменен на основании возражений должника против его исполнения.
В суд с настоящим иском ИФНС России N36 по адрес обратилась 2 июня 2021 года, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд (л.д.8).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных ИФНС России N36 по адрес требований, поскольку установил, что обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год Карташовым В.Р. не исполнена.
При этом суд, оценивая в силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, части 2 статьи 286 КАС РФ доводы административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, пришел к выводу о том, что такой срок пропущен по уважительным причинам и его восстановил.
На основании статьи 114 КАС РФ с фио в доход бюджета адрес взыскана госпошлина пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела содержат сведения о направлении в адрес фио извещения о рассмотрении настоящего дела в судебном заседании 30 августа 2021 года, которое было ему вручено электронно (л.д.39).
То обстоятельство, что решением Арбитражного суда адрес от 31 мая 2017 года Карташов В.Р. был признан несостоятельным (банкротом), а определением арбитражного суда от 10 августа 2020 года процедура реализации его имущества была завершена и он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, на правомерность постановленного судом решения не влияют.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, признаются текущими.
Пунктом 5 статьи 213.28 названного Федерального закона предусмотрено, что требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в данном случае налоговым органом ставится перед судом вопрос о взыскании с фио транспортного налога за 2018 год, налоговый период по которому истек и обязанность по уплате которого у административного ответчика возникла после даты принятия в 2016 году арбитражным судом к своему производству заявления о признании фио банкротом, указанный платеж является текущим и согласно положениям пункта 5 статьи 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сохраняет силу и требование о его взыскании может быть предъявлено после окончания производства по делу о банкротстве гражданина.
Достоверных сведений о том, что требования о взыскании транспортного налога за 2018 год были заявлены налоговым органом в процедуре банкротства фио, не представлено.
Фактическое отсутствие в распоряжении административного ответчика названных транспортных средств основанием для освобождения его от уплаты транспортного налога не является, поскольку в силу статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Из представленных стороной административного ответчика документов следует, что спорные транспортные средства сняты с учета в органах ГИБДД в феврале 2019 года.
Сведений о том, что указанные транспортные средства выбыли из владения фио в результате противоправных действий иных лиц, не имеется, постановлением дознавателя ОП по г. адрес от 8 февраля 2018 года в возбуждении уголовного дела по сообщению фио отказано в связи с отсутствием события преступления.
Утверждения о невозможности снятия автомобилей с регистрационного учета ранее 2019 года судебная коллегия отклоняет, поскольку они опровергаются представленными административным ответчиком многочисленными постановлениями судебного пристава-исполнителя об отмене запретов на совершение регистрационных действий с транспортными средствами.
Достоверных сведений о том, что на принадлежавшие Карташову В.Р. транспортные средства был наложен арест на основании определения Гагаринского районного суда адрес от 16 ноября 2012 года, не имеется.
Таким образом, названные обстоятельства не исключают обязанность фио по уплате транспортного налога за 2018 год.
Утверждения административного ответчика о том, что он освобожден от уплаты государственной пошлины в силу наличия инвалидности II группы, не могут быть признаны состоятельными, поскольку положения пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ предоставляют право на освобождение от уплаты государственной пошлины инвалидам II группы, являющимся административными истцами, в то время как Карташов В.Р. по данному делу является административным ответчиком.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 марта 2023 года
Председательствующий:
Судьи;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.