Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ., административное дело N 2а-418/2021 по апелляционной жалобе административного истца Подхолзина А.Ю. на решение Кузьминского районного суда адрес от 10 августа 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Подхолзина Андрея Юрьевича к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконными - решения о признании деловой репутации, не соответствующей требованиям, установленным федеральными законами, решения об отказе в удовлетворении жалобы на решение о признании деловой репутации, не соответствующей требованиям, обязании исключить сведения из базы данных о деловой репутации на основании п. 6.10 Положения Банка России от 27.12.2017г. N625-П - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Подхолзин А.Ю. обратился в суд с иском к Центральному Банку Российской Федерации, просил суд признать незаконным решение ЦБ РФ о признании деловой репутации, не соответствующей требованиям, установленным федеральными законами, признать незаконным решение об отказе в удовлетворении жалобы на указанное решение, обязать ЦБ РФ исключить сведения из базы данных Банка России о деловой репутации, указывая на то, что в период с 01.10.2015г. по 31.03.2020г. он состоял в должности заместителя генерального директора - контролера ООО "ИнтерФинанс Управление Активами". 26.11.2020г. ЦБ РФ принял решение аннулировать лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами от 09.10.2018г. N21-000-1-00603, предоставленную ООО ИнтерФинанс Управление Активами". Указанные данные были размещены на официальном сайте ЦБ РФ. Основанием для принятия такого решения послужило неоднократное в течение года неисполнение предписаний Банка России при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами. Банком России было принято решение в отношении Подхолзина А.Ю. о признании не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами. Истец обратился в ЦБ РФ с жалобой на данное решение, жалоба оставлена без удовлетворения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Подхолзина А.Ю. поддержавшего доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей административного ответчика Центрального Банка РФ фио, фио, действующих на основании доверенности, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В период с 01.10.2015 г. по 31.03.2020 г. Подхолзин А.Ю. состоял в должности заместителя генерального директора - контролера ООО "ИнтерФинанс Управление Активами". Приказом Банка России от 26.11.2020г. NОД-1952 аннулирована лицензия на осуществление ООО "ИнтерФинанс Управление Активами" деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. В связи с чем деловая репутация административного истца была признана не соответствующей установленным федеральными законами требованиям, поскольку истцом осуществлялись функции заместителя генерального директора - контролера ООО "ИнтерФинанс Управление Активами" в течение 12 месяцев, предшествовавших дню аннулирования лицензии.
Подхолзин А.Ю. обратился в Комиссию Банка России с жалобой о несогласии с признанием его деловой репутации не соответствующей требованиям, установленным федеральными законами. Письмом от 09.02.2021г. N14-2-3-ОГ/4072ДСП Банк направил истцу мотивированное сообщение об отказе в удовлетворении его жалобы.
Судом также установлено, что ООО "ИнтерФинанс Управление Активами" не были исполнены предписания, выданные Банком России: предписание от 16.07.2019г. N54-4-3-9/2167 направлено Банком России в адрес ООО "ИнтерФинанс Управление Активами" в связи с нарушением срока реализации имущества и расчетов с кредиторами ЗПИФ РФИ "Варрант", а также в связи с неисполнением ранее выданных Банком России предписаний от 28.11.2018г. NТ1-40-05-14/130421, от 01.03.2019г. N54-4-3-9/799, от 06.06.2019г. N54-4-3-9/1815. В установленный срок предписания не исполнены, о чем имеется письмо Банка России от 06.11.2019г. N54-4-3-9/3435. Также не исполнено предписание от 22.10.2019г. N54-4-1-3/3261 в части несоответствия размера собственных средств ООО "ИнтерФинанс Управление Активами" минимальному значению по состоянию на 14.10.2019г. В установленный срок предписание не исполнено, о чем имеется письмо Банка России от 06.11.2019г. N54-4-1-5/3431. Также не исполнено предписание Банка России от 14.09.2020г. N38-6-1/1231 в части несоответствия размера собственных средств ООО "ИнтерФинанс Управление Активами" минимальному значению по состоянию на 31.07.2020 г. В установленный срок предписание не исполнено, о чем имеется письмо Банка России от 23.09.2020г. N38-6-1/1332.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, исходил из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в установленные сроки, при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Данные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, мотивированы, оснований для признания их неправомерными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
В силу положений ст. 76.1 ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 76.1 указанного Закона некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности, как деятельность управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 76.9-1 Закона Банк России оценивает соответствие должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, а также запрашивает и получает на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц сведения об указанных лицах, необходимые для оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
Лицо, указанное в части первой настоящей статьи, вправе обжаловать признание его не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб в соответствии со статьей 60.1 настоящего Федерального закона.
Банк России требует замены должностных лиц в случае их несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций.
В части 1 ст. 76.7 Закона указано, что Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.
В соответствии с п. 11 ч. 9 ст. 38 ФЗ "Об инвестиционных фондах" осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого оно их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), контролера (руководителя службы внутреннего контроля), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, если на день, предшествовавший дню назначения (избрания) лица на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, не истек пятилетний срок со дня отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения финансовой организации из соответствующего реестра (за исключением случая, если лицо представило в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии либо к исключению из соответствующего реестра).
В соответствии с пунктами 1.2, 6.1, 6.2 Положения Банка России от 27.12.2017 N 625-П (ред. от 11.06.2020) после наступления факта аннулирования лицензии у финансовой организации сведения о лицах, не соответствующих установленным федеральными законами требований к деловой репутации, в частности о контролере управляющей компании, подлежат внесению в базу данных.
Пунктом 6.10 указанного Положения предусмотрено, что информация из базы данных до истечения сроков, установленных законодательством, может быть досрочно исключена при установлении непричастности лица, внесенного в базу данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства РФ, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений в базу данных. Досрочное исключение сведений из базы данных по указанному основанию допускается при наличии обоснованного ходатайства лица о непричастности к допущенным нарушениям.
В силу положений ст. 60.1 ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации" жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб (далее в настоящей статье - комиссия). В состав комиссии включаются служащие Банка России, не принимавшие участия в соответствии со своими должностными обязанностями в подготовке документов о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, а также могут включаться представители ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации и (или) некредитные финансовые организации либо защищающих права потребителей финансовых услуг. Жалоба рассматривается комиссией, в состав которой входят не менее трех членов, отбираемых для рассмотрения конкретной жалобы в соответствии с положением о комиссии по рассмотрению жалоб.
В силу положений п. 13 ч. 2 ст. 55 ФЗ "Об инвестиционных фондах" Банк России выносит обязательные для исполнения предписания акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев и регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, о представлении информации, в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом, объяснений и документов, необходимых для осуществления возложенных на него функций, об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, нормативных актов Банка России, о запрете на проведение операций.
В силу п. 5.7 Положения о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов контролер при осуществлении своей деятельности выполняет следующие функции:
-обеспечивает соблюдение требований Положения о внутреннем контроле;
-контролирует соблюдение управляющей компанией требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, внутренних правил и процедур управляющей компании, в том числе:
- соблюдение внутренних ограничений на проводимые операции;
- соблюдение расчетных нормативов и показателей, установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг;
- соблюдение мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении деятельности по управлению инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов и паевыми инвестиционными фондами;
- соблюдение мер по предупреждению манипулирования ценами на рынке ценных бумаг управляющей компанией;
- соблюдение мер, направленных на предотвращение конфликта интересов управляющей компании и специализированного депозитария;
- правильность оформления первичных документов внутреннего учета, ведения учетных регистров, отражения операций с ценными бумагами в системе внутреннего учета управляющей компании;
- соответствие материалов управляющей компании, содержащих рекламу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
- соответствие договоров, заключенных управляющей компанией, требованиям законодательства Российской Федерации;
- соблюдение управляющей компанией порядка и сроков раскрытия информации, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
- составление и представление отчетности управляющей компании в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
рассматривает поступающие в управляющую компанию обращения, заявления и жалобы;
рассматривает факты возможного нарушения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, внутренних правил и процедур управляющей компании и о результатах рассмотрения сообщает руководителю управляющей компании, а контролер филиала управляющей компании - также руководителю этого филиала;
незамедлительно уведомляет руководителя управляющей компании о выявленном нарушении управляющей компанией законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, внутренних правил и процедур управляющей компании, проводит проверку на предмет установления причин совершения нарушения и виновных в нем лиц, по окончании которой представляет руководителю управляющей компании отчет о ее результатах;
контролирует устранение выявленных нарушений и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений;
представляет руководителю управляющей компании отчеты в соответствии с настоящим Положением;
взаимодействует с инспекторами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг) при проведении проверки управляющей компании;
осуществляет иные функции по контролю за соблюдением управляющей компанией требований законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах и законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Как верно установлено судом, основанием к аннулированию лицензии у ООО "ИнтерФинанс Управление Активами" послужило неисполнение (неоднократное) предписаний Банка России, при этом два предписания, вышеупомянутые выше, подлежали исполнению в период осуществления административным истцом функций контролера Управляющей компании, а сам факт выдачи предписаний Банком России свидетельствовал о ненадлежащем осуществлении внутреннего контроля в Управляющей организации, следовательно, о ненадлежащем исполнении возложенных на истца должностных обязанностей.
При таком положении у административного ответчика имелись все основания для принятия оспариваемого решения, принятого в пределах предоставленных полномочий, в полной мере отвечающего требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанций, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, на правильность принятого судебного акта они не влияют, направлены на оспаривание обоснованности выводов суда об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда адрес от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Подхолзина А.Ю. - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.