Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей Милых М.В., Рубцовой Н.В., при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по докладу судьи Лукашенко Н.И по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Зюзинского районного суда адрес от 17 августа 2022 года, которым постановлено: исковые требования Максимова Геннадия Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании отказа в государственной регистрации права собственности незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 23.03.2022 года в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, на объект недвижимости, гаражный бокс 69 в гаражно-строительном кооперативе N23, расположенный по адресу: адрес, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, гаражный бокс 69 в гаражно-строительном кооперативе N23, расположенный по адресу: адрес.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Максимов Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании отказа в государственной регистрации права собственности незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 23.03.2022 года в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, на объект недвижимости, гаражный бокс 69 в гаражно-строительном кооперативе N23, расположенный по адресу: адрес, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, гаражный бокс 69 в гаражно-строительном кооперативе N23, расположенный по адресу: адрес. Свои требования мотивировал тем, что административный истец является владельцем гаражного бокса N 69 в гаражно-строительном кооперативе N23, расположенный по адресу: адрес. Административный истец обратился для государственной регистрации права собственности на гаражный бокс, 69 в гаражно-строительном кооперативе N23, расположенный по адресу: адрес. 23.12.2021 г. административным ответчиком было вынесено уведомление о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости. 23.03.2022 г. административному истцу было отказано в государственной регистрации права собственности. Считает данный отказ незаконным.
Административный истец Максимов Г.М. в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес в суд явку представителя не обеспечил, ранее представил отзыв на исковое заявление согласно которого следует, что Управление считает, что правовые основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит представитель Управления Росреестра по доводам апелляционной жалобы. Представитель Управления Росреестра в заседание судебной коллегии не явился, извещался о слушании дела надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие
Проверив материалы дела, выслушав фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требований действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве па наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного
федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Судом установлено, что решением Исполнительного комитета Московского Городского Совета депутатов трудящихся N 12/36 от 07.04.1966 года "Об улучшении обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих гражданам под строительство кооперативных гаражей", были закреплены земельные участки, предусмотренные утвержденной схемой.
Устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективного гаража- стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев был утвержден Общим собранием членов ГСК-23 11 января 1969 года и зарегистрирован в Отделе по руководству и контролю за ЖСК, ДСК и адрес за N114 от 22 апреля 1971 года.
Согласно п.2 Устава был прописан адрес ГСК-23 - адрес.
Для строительства ГСК-23 был разработан технический проект, который был утвержден Решением Исполкома Советского районного Совета депутатов трудящихся адрес N31/418 от 16 июля 1969 года. Проект был согласован Мосгоргеотрестом ГлавАПУ адрес от 25.08.1969 года.
В соответствии с актом государственной приемки здания, утвержденным заместителем председателя Исполкома Советского районного Совета от 13.07.1973 года одноэтажный боксовой гараж на 105 м/мест и одна сторожка был принят государственной комиссией и введен в эксплуатацию.
ГСК-23 поставлен 05.11.1993 года на учет в налоговом органе в соответствии со свидетельством 77 N0078743 о постановке на налоговый учет, 20.09.1995 года внесена дались в ЕГРЮЛ в соответствии со свидетельством N 77-006990692 и присвоен ОГРН N1037739214897.
Справкой Архитектурно-планировочного управления адрес N 9-45/16 от 29.11.1994 года ГСК-23 был уведомлен о смене адреса. Согласно данной справке существующим строениям ГСК-23, расположенным по адресу: адрес, присвоен милицейский адрес: адрес.
20 сентября 1995 года ГСК-23 был перерегистрирован в Московской регистрационной палате, филиал ЮЗ и внесен в общегородской реестр адрес за N485.736, что подтверждается свидетельством серии АИ N009108, выданным Московской регистрационной палатой 24.10.1995 года. В свидетельстве указан адрес. ГСК-23 - Москва, адрес.
ГСК-23 зарегистрирован в Мосгоркомстате согласно справке N1-1726/386272 от 05.12.2000 года.
В соответствии с ответом Первого заместителя руководителя Департамента городского имущества адрес фио Соловьева на обращение Государственного регистратора прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по фио Шустовой NДГИ-1-37699/19-1 от 20.05.2019 года на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0005015:22 по адресу: адрес был оформлен договор аренды NМ-06-502227 от 25.12.1997 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса РФ право бессрочного пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ (2001 года), сохраняется.
Согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса РФ член гаражного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за гараж, предоставленный этому лицу кооперативом, приобретает право собственности на указанное имущество.
Так, 11.12.2021 года, истец обратился а Управление Росреестра но адрес с заявлением о государственной регистрации права собственности на гаражный бокс N 69, расположенный по адресу; адрес, ГСК N 23, представив справку ГСК N 23 о выплаченном пае, технический план, в котором содержится информация о введении здания по укачанному адресу в эксплуатацию.
Решением Управления Росреестра по адрес от 23 марта 2022 года Максимову Г.М. отказано в государственной регистрации права собственности на основании статьи 27 указанного Федеральною закона - по причине того, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федеральною закона.
При этом Управление Росреестра по адрес указано, что заявителем не представлено документов, подтверждающих факт создания ГСК 23 здания, в состав которого входит нежилое помещение.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 укачанного Федерального закона осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 2, 4 ст. 69 указанного Федерального закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1).
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких нрав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 4).
В силу ч. 2 ст. 6 Закон СССР от 06.03.1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР" член гаражного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за гараж, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ член гаражного кооператива, имеющий право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за гараж, предоставленное этому лицу кооперативом, приобретает право собственности на указанное имущество.
Требования к форме технического плана и требования к его подготовке, составу содержащихся в нем сведений, а также форме декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составе содержащихся в ней сведений утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 953.
Установив, что Максимов Г.М. является членом кооператива, пай выплачен в полном объеме, правоустанавливающие документы являются действительными, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку административным истцом представлен акт государственной приемки здания от 13.07.1973г, утвержденный председателем исполкома Советсткого райсовета, согласно которому в одноэтажном боксовом гараже длинной 88, 7 м и шириной 40, 9м по адресу: адрес. Как следует из справки АПУ адрес от 29.11.1994г. строениям ГСК N 23 присвоен адрес: адрес. Также административным истцом представлен реестр членов пайщиков, присутствовавших на собрании от 16.03.2019г, согласно которому истец занимает гараж-бокс N 69.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Зюзинского суда адрес от 17 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 февраля 2023г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.