Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Ивановой К.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по докладу судьи фиоИ по апелляционной жалобе представителя административного истца Сыроежкина М.А. на решение Хорошевского районного суда адрес от 24 мая 2022 года, которым постановлено: в иске фио фио к Префектуре адрес и Окружной комиссии по пресечению незаконного строительства на территории адрес о признании незаконными решений отказать.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Бабич Н.А. обратился в суд с административным иском к Префектуре адрес и Окружной комиссии по пресечению незаконного строительства на территории адрес и просил суд согласно уточненным требованиям: о признании незаконным и отмене пунктов 16 и 17 N 10/21 от 30.11.2021 решения Окружной комиссии по пресечению незаконного строительства на территории адрес о демонтаже металлических гаражей, расположенных по адресу: адрес; признании незаконным и отмене пункта 9 N 11/21 от 23.12.2021 протокола Окружной комиссии по пресечению незаконного строительства на территории адрес о демонтаже металлических гаражей, расположенных по адресу: адрес.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено МОО ОА адрес.
В обоснование заявленных административных исковых требований, истец указывал, что он является владельцем гаражного бокса N 378, расположенного по адресу: адрес, однако ему стало известно о принятии решения Окружной комиссии по пресечению незаконного строительства на территории адрес, о сносе металлических гаражей по указанному адресу. Основанием для принятия данного решения явилось отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером... Истец полагает решение и протокол Окружной комиссии незаконными, поскольку гаражные боксы, расположенные на указанном земельном участке предоставлены на основании решения Ворошиловского районного Совета народных депутатов адрес, решения Хорошевского районного Совета народных депутатов адрес и на основании которых был заключен договор о предоставлении земельного участка с расположенными на нем 410 металлическими гаражами боксового типа. Поскольку до настоящего времени договор аренды не был расторгнут, следовательно доводы административных ответчиков о незаконном занятии земельного участка не соответствуют действительности, а объект не является самовольном постройкой.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего адвоката Сыроежкина М.А. который настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Префектуры адрес по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях. При этом, отметила, что окружная комиссия по пресечению незаконного строительства на территории адрес самостоятельным юридическим лицом не является.
Административный ответчик Окружная комиссия по пресечению незаконного строительства на территории адрес и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств и возражений по делу не заявлял.
Представитель заинтересованного лица МОО ОА адрес адвокат Сыроежкин М.А. настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца по доводам апелляционной жалобы, полагая что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца адвоката Сыроежкина М.А, его же как представителя МОО ОА адрес, представителя Префектуры адрес фио, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом положений ст. ст. 150, 152 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Префектура является территориальным органом исполнительной власти адрес, подведомственным Правительству Москвы. Префектура действует на основании Положения о префектуре административного округа адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти адрес" (Далее - Положение о префектуре).
На основании Положения о префектуре в сфере градостроительной деятельности, предотвращения и противодействия самовольному строительству на префектуру возложены следующие полномочия (п. 2.3.14.): в соответствии с нормативными правовыми актами адрес организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
В соответствии с п. 1.1. Положения об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы 31-05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес" (далее ? ППМ от 31-05.2011 N 234-ПП), Окружная комиссия является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа адрес в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности адрес, и земельных участках, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (далее - ППМ от 02.11.2012 N 614-ПП).
В соответствии с пунктом 2 Приложения к ППМ от 02.11.2012 N 614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Ворошиловского районного совета народных депутатов адрес N 1946 от 10.06.1989 районному совету Московского городского союза автолюбителей был предоставлен во временное пользование земельный участок по адресу: адрес, пр.пр.1017, под организацию неохраняемой автостоянки на 50 машиномест с устройством сборно-разборных навесов в соответствии с представленным проектом, для первичной организации МГСА N 69-А.
Также, решением исполнительного комитета Хорошевского районного совета народных депутатов адрес N 1283 от 14.08.1991 районному совету Московского городского союза автолюбителей был предоставлен во временное пользование земельный участок по адресу: адрес, пр.пр.1017, под организацию неохраняемой автостоянки на 17 машиномест с устройством сборно-разборных навесов в соответствии с представленным проектом, без размещения ремзоны, мойки, с выполнением благоустройства прилегающей территории. При этом, было также постановлено, что в случае необходимости использования земельного участия для других городских надобностей, участок должен быть освобожден в установленные сроки.
На основании принятых решений исполнительных комитетов, 23.12.1996 за N... между Московским земельным комитетом (Москомзем) (далее - Арендодатель) и Хорошевским территориальным объединением Московского городского союза автомобилистов (далее - Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка (краткосрочный), по условиям которого Арендодатель передал Арендатору во временное пользование земельный участок, общей площадью 15554 кв.м, по адресу: адрес (пр.пр.1017), для эксплуатации существующей временной крытой автостоянки N 40 индивидуального автотранспорта.
13.04.2006 за N... между Департаментом земельных ресурсов адрес (далее - Арендодатель) и Местной общественной организации "Объединение автомобилистов в адрес" (далее - Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого Арендатору был предоставлен земельный участок площадью... кв.м. категория земель: земли поселений, по адресу: адрес для эксплуатации временной крытой автостоянки N 40 на 410 машиномест. При этом, пунктом 6.4 Договора предусмотрено, что Арендодатель вправе расторгнуть договор по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации и адрес.
Бабич Н.А. владеет гаражным боксом N 378, расположенным на временной крытой автостоянки N 40, что подтверждается членским билетом, выданным Местной общественной организации "Объединение автомобилистов в адрес" и справкой выданной Председателем Общественной организации от 18.10.2021.
25.11.2021 за N 28-2021 Актом главы адрес Щукино адрес был выявлен объект, не являющийся объектом капитального строительства по адресному ориентиру: адрес (вблизи). Так, согласно данному акту, было установлено что на земельном участке с кадастровым номером... размещен объект некапитального строительства, который обладает признаками самовольного строительства.
На заседании окружной комиссии было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером... (адрес, лесопарк "Покровское-Стрешнево", квартал 11 (Всехсвятская роща) по адрес) выявлено размещение некапитального объекта. Правообладатель объекта, не являющегося основанием для размещения объекта отсутствует. Данный объект обладает признаками самовольного строительства. В связи с установленными обстоятельствами были приняты решения: о признании, что объект размещен в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (п.1); Управе района совместно с ГБУ адрес адрес" поручено получить необходимые документы, пропуска для выполнения демонтажа и осуществить согласование проведения работ со всеми заинтересованными сторонами (п.2); ГБУ адрес адрес" совместно с управой адрес поручено в установленном порядке демонтировать незаконно размещенные объекты (п.3). Данное решение было оформлено протоколом заседания окружной комиссии N 10/21 от 30.11.2021.
14.12.2021 Комиссией в составе заведующего сектором по вопросам строительства, имущественно-земельных отношений и транспорта, консультанта отдела по вопросам ЖКХиБ адрес Щукино, консультанта сектора по вопросам строительства, имущественно-земельных отношений и транспорта было установлено, что на территории по адресу: адрес выявлено 410 объектов некапитального строительства-металлических гаражей общей площадью 8200 кв. адрес земельный участок площадью... кв.м. с кадастровым номером... был предоставлен Местной общественной организации "Объединение автомобилистов в адрес" по договору аренды от 28.04.2000... для эксплуатации временной крытой автостоянки на 410 машиномест, однако договор прекращен 27.03.2003. адрес с кадастровым номером... площадью... кв.м. был предоставлен Местной общественной организации "Объединение автомобилистов в адрес" по договору аренды от 13.04.2006 N М-08-506826 для эксплуатации временной крытой автостоянки N 40 на 410 машиномест, однако договор прекращен 18.04.2013. Согласно сведениям, имеющемся в Департаменте городского имущества адрес в настоящее время на указанной территории поставлены на государственный кадастровый учет следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером... площадью... в.м. по адресу: адрес, лесопарк адрес 11 (Всехсвятская роща) по адрес предоставлен ГБУ "Мосприрода" в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации территории парка, при этом право собственности зарегистрировано за адрес; земельный участок с кадастровым номером... площадью... кв.м. по адресу: адрес предоставлен адрес СК "Донстрой" по договору аренды от 27.03.2003 N М-08-019826 для строительства с последующей эксплуатации торгово-развлекательного комплекса с гостевой автостоянкой и ветеринарной клиникой сроком до 27.03.2052. Оформленные земельно-правовые отношения для эксплуатации автостоянки N 40 на указанной территории в настоящее время отсутствуют, также как и зарегистрированные права собственности на указанные объекты (гаражи).
Следовательно, комиссией были сделаны выводы о том, что указанные объекты металлические гаражи, обладают признаками самовольного строительства.
На заседании окружной комиссии было установлено, что на земельном участке по адресу адрес (вблизи) выявлено 410 объектов некапитального строительства -металлических гаражей общей площадью 8200 кв.м без правоустанавливающих документов. В связи с установленными обстоятельствами были приняты решения: о признании, что объекты автостоянки N 40 (278 шт, площадью 5560 кв.), расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009001:3912 на момент рассмотрения размещены в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (п.1); Просить Госинспекцию по недвижимости адрес по объектам автостоянки N 40 (120 шт, площадью 2400 кв.м.), расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 7... оказать содействие в рамках имеющихся полномочий по вынесению данных объектов на обозначенном земельном участке на повторное рассмотрение Окружной комиссии (п.2); Управе района совместно с ГБУ адрес адрес" поручено получить необходимые документы, пропуска для выполнения демонтажа и осуществить согласование проведения работ со всеми заинтересованными сторонами (п.3); ГБУ адрес адрес" совместно с Управой адрес в установленном порядке демонтировать незаконно размещенные объекты (п.4). Данное решение было оформлено протоколом заседания окружной комиссии N 11/21 от 23.12.2021.
На момент рассмотрения настоящего дела, демонтаж автостоянки был произведен, что подтверждается актом от 04.04.2022 составленным комиссией в составе Управы Щукино и ГБУ адрес адрес".
Представленные истцом квитанции об уплате арендной платы на земельный участок не являются основанием для признания договора аренды от 13.04.2006 за N М-08-506826, действующим на момент принятия решения Окружной комиссии.
Суд также отмечает, что пользование земельным участком в отсутствие на то договорных отношений не освобождает пользователя земельного участка от уплаты платы, а к отношениям сторон применяются положения п.2 ст. 1105 ГК РФ.
Ссылки административного истца на положения ст. 282 ГК РФ не соответствуют действительности и основаны на неверном толковании норм материального права, учитывая то, что в Бабич Н.А. не является правообладателем земельного участка, доказательств обратного не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спариваемые решения приняты Окружной комиссией в пределах ее полномочий и компетенций, предусмотренных пунктами 2.3.3, 2.3.14 Положения о префектуре административного округа адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП и пунктами 1.1, 1.5, 2.2 Положения об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории адрес" и оснований для признания их незаконными и несоответствующими нормам действующего законодательства не имеется, а требования истца подлежат отклонению в полном объеме.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Ссылка в апелляционной жалобе на ст. 282 ГК РФ несостоятельна, поскольку административный истец не является правообладателем земельного участка на котором располагался его бокс, в связи с чем данная норма права на указанные правоотношения не распространяется.
Ссылка в апелляционной жалобе на ст. 222 ГК РФ также является несостоятельной, поскольку договоры аренды земельного участка от 23.12.1996 за N М-08-500966 и 13.04.2006 за N М-08-506826, были заключены для эксплуатации существующей временной крытой автостоянки N 40, на которой располагались 410 металлических гаражей боксового типа. Таким образом, земельный участок предоставлялся в аренду для эксплуатации временной крытой автостоянки без права возведения на ней объектов недвижимости либо иных капитальных строений.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда адрес от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.