Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Галан А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-17/2022 по административному исковому заявлению Мунтян Марины о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о нежелательности пребывания иностранного гражданина на адрес
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика по доверенности фио на решение Останкинского районного суда адрес от 28 февраля 2022 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения представителя административного ответчика фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мунтян Марина обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о нежелательности пребывания иностранного гражданина на адрес N 77-2133/01-2019 от 21.03.2019г.
В обоснование требований административный истец Мунтян Марина указала, что является гражданкой адрес и длительное время проживает на адрес на основании разрешения на временное проживание, действующего до 21.05.2022г.
21.03.2019г. в отношении Мунтян адрес Роспотребнадзора по адрес принято решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина на адрес N 77-2133/01-2019.
30.10.2020г. административному истцу стало известно, что в отношении нее принято решение о нежелательности пребывания (проживания) на адрес в связи с наличием инфекционного заболевания (ВИЧ).
При этом копию оспариваемого решения административный истец получила только 24.09.2021г, в связи с тем, что ей длительное время было неизвестно каким органом оно принято и на территории адрес были введены ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции, истец не могла получить копию решения ранее.
Административный истец полагает, что указанное решение является незаконным и подлежит отмене, в связи с тем, что у нее отсутствует инфекционное заболевание (ВИЧ), что подтверждается медицинскими документами.
Решением Останкинского районного суда адрес от 28 февраля 2022 года постановлено:
Отменить решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 марта 2019 года N 77-2313/01-2019 о нежелательном пребывании на адрес гражданки адрес Мунтян Марины, паспортные данные
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного ответчика, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении дела установлено, что Мунтян Марина, паспортные данные, является гражданкой адрес.
21.05.2019г. административному истцу выдано разрешение на временное проживание на адрес сроком до 21.05.2022г.
21.03.2019г. Управлением Роспотребнадзора по адрес в отношении Мунтян М. принято решение о нежелательности пребывания проживания иностранного гражданина (лица без гражданства) на адрес N 77-2133/01/2019 по причине выявленного заболевания - бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), код по МКБ-10: Z21 на основании медицинского заключения по результатам освидетельствования иностранной гражданки N 453 1749321 от 18.03.2019г, выданного ГБУЗ адрес научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии".
Наличие ВИЧ-инфекции у административного истца также подтверждено результатами Московского городского Центра профилактики и борьбы со СПИДом от 05.03.2019г. и от 07.09.2020г.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об отмене оспариваемого решения Управления Роспотребнадзора по адрес от 21 марта 2019 года N 77-2313/01-2019 о нежелательном пребывании на адрес административного истца, при этом, исходил из того, что 20.01.2021г. ГБУЗ адрес научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии" Мунтян М. выдан сертификат об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). На основании медицинского заключения по результатам освидетельствования N 45Г 2685248 от 01.02.2022г, выданного ГБУЗ адрес научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии" у Мунтян М. выявлено отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным граждан и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или патента, или разрешения н работу в Российской Федерации.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что в нарушение требований статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ названные выше обстоятельства надлежащим образом суд не проверил, пришел к необоснованному выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на адрес, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено.
Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 551 "О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) включена в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2010 N 336 "О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) определен порядок подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 названного приказа при выявлении оснований, указанных в статье 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ, управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации готовит материалы, документально подтверждающие наличие таких оснований и проект решения о нежелательности пребывания.
Заболевание - болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) с кодом заболевания В20-В24 по МКБ-10, включено в Перечень заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2015 N 384-н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний" (далее - Приказ N 384-н).
Этим же Приказом N 384-н утвержден Порядок подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка подтверждение наличия или отсутствия инфекционных заболеваний осуществляется в рамках медицинского освидетельствования, проводимого в медицинской организации при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей соответствующие работы (услуги).
Требования к профилактике инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, содержатся в СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4) (далее - СанПиН 3.3686-21), положения которых распространяется на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 4 СанПиН 3.3686-21).
Настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно пункту 589 СанПиН 3.3686-21 ВИЧ-инфекция представляет собой болезнь, вызванную вирусом иммунодефицита человека и являющуюся антропонозным инфекционным хроническим заболеванием, характеризующимся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций и вторичных злокачественных новообразований.
Диагноз ВИЧ-инфекции устанавливается на основании эпидемиологических, клинических и лабораторных данных.
Инфицирование ВИЧ является пожизненным, зараженный ВИЧ человек является потенциальным источником ВИЧ на всех стадиях заболевания, однако разные клинические периоды заболевания имеют разное эпидемиологическое значение: изменяются контагиозность больного и его активность в качестве источника ВИЧ, вероятность возникновения и распространения сопутствующих инфекций (пункт 598 СанПиН 3.3686-21).
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств прохождения антиретровирусной терапии. Антиретровирусная терапия (АРТ) не позволяет полностью элиминировать ВИЧ из организма больного, но останавливает размножение вируса, предотвращает развитие заболевания, способствует регрессу вторичных заболеваний, сохранению или восстановлению трудоспособности пациента, предотвращает его гибель. АРТ позволяет снизить потенциальную контагиозность ВИЧ-инфицированных лиц. Обеспечение высокого охвата больных АРТ позволяет снизить общий уровень передачи ВИЧ среди населения.
Отсутствие данных о прохождении антиретровирусной терапии административным истцом свидетельствует о нарушении требований, которые установлены законодательством Российской Федерации в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания (Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)").
Вместе с тем, наличие ВИЧ-инфекции у административного истца подтверждено медицинским заключением по результатам освидетельствования иностранной гражданки N 453 1749321 от 18.03.2019г, выданного ГБУЗ адрес научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии", а также результатами Московского городского Центра профилактики и борьбы со СПИДом от 05.03.2019г, от 07.09.2020г.
При этом никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что документы, подтверждающие диагностирование у административного истца данного заболевания, получены с соблюдением установленной нормативными актами процедуры.
Исходя из общих принципов права, установление ограничений, связанных с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающие конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
В данном случае имеют место указанные исключительные случаи, в соответствии с которыми и было издано оспариваемое решение, поскольку должностным лицом при принятии данного решения отдан приоритет интересам большинства населения государства.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Роспотребнадзора о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданки адрес Мунтян Марины, принято уполномоченным органом, с соблюдением вышеназванных требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, и права административного истца не нарушает, при этом оснований для отмены оспариваемого решения также не имеется.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ как принятое с нарушением норм материального права и без надлежащего учета фактических обстоятельств дела, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда адрес от 28 февраля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Мунтян Марины о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о нежелательности пребывания иностранного гражданина на адрес отказать.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.