Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1206/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "ЭКСПОЦЕНТР" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельных участков, в котором (с учетом изменения требований в порядке статьи 46 КАС РФ) просил об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0004041:1093, 77:00:0000000:41825, 77:03:0001001:1224 и земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004041:3875, 77:01:0004041:3874, 77:01:0004042:1004, 77:03:0001001:40, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размерах, соответственно 178 683 000 руб, 24 076 000 руб, 370 838 000 руб, 265 776 000 руб, 947 852 000 руб, 10 086 585 000 руб, 202 921 000 руб. по заключению судебной экспертизы от 7 декабря 2022 года.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником данных нежилых зданий и арендатором указанных земельных участков, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость затрагивает его права, так как влияет на размер обязательных налоговых и арендных платежей.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования с учетом их изменений поддержал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения административного иска.
Изучив материалы административного дела и исследовав представленные в них доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца; на административного ответчика возложена обязанность доказывания своих возражений.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что административный истец является собственником трех вышеозначенных нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0004041:1093 (площадь 1 758, 3 кв.м.), 77:00:0000000:41825 (площадь 573 кв.м.), 77:03:0001001:1224 (площадь 3 730, 1 кв.м.), а также арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004041:3875 (площадь 2 888 кв.м.), 77:01:0004041:3874 (площадь 13 150 кв.м.), 77:01:0004042:1004 (площадь 127 719 кв.м.), 77:03:0001001:40 (площадь 4 416 кв.м.).
Кадастровая стоимость этих объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021г.", в размерах, соответственно:
- 245 778 549, 94 руб. (для нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0004041:1093);
- 38 355 468, 27 руб. (для нежилого здания с кадастровым номером 77:00:0000000:41825);
- 454 965 258, 03 руб. (для нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0001001:1224);
- 291 324 920, 64 руб. (для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:3875);
- 1 278 793 447, 50 руб. (для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:3874);
- 11 978 376 744, 24 руб. (для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004042:1004);
- 391 700 701, 44 руб. (для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001001:40).
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Судом отклоняются доводы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Административный истец в силу главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", а также в соответствии со ст.ст. 65-66 Земельного кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога и налога на имущество организаций; в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает обязательные платежи и арендную плату исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеозначенных земельных участков и нежилых зданий влияют на права и обязанности АО "ЭКСПОЦЕНТР" как плательщика данных налогов и арендатора земельных участков.
Административным истцом при обращении в суд в обоснование заявленных требований были представлены отчеты от 07 апреля 2022 года и 29 марта 2022 года об оценке рыночной стоимости названных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года.
Департамент городского имущества г. Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие этих отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенных в них величин рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных отчетов об оценке, а также в связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости нежилых зданий и земельных участков на указанную дату определением суда от 07 июля 2022 года по административному делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта от 07 декабря 2022 года отчеты об оценке рыночной стоимости, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; по состоянию на 01 января 2021 года рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0004041:1093, 77:00:0000000:41825, 77:03:0001001:1224 и земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004041:3875, 77:01:0004041:3874, 77:01:0004042:1004, 77:03:0001001:40, составляет, соответственно 178 683 000 руб, 24 076 000 руб, 370 838 000 руб, 265 776 000 руб, 947 852 000 руб, 10 086 585 000 руб, 202 921 000 руб.
Стороны с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно; административным истцом изменены административные исковые требования в порядке статьи 46 КАС РФ, заявлено об установлении кадастровой стоимости указанных зданий и земельных участков, равной рыночной, определенной в заключении эксперта; по существу экспертного исследования возражения у лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные административным истцом отчеты об оценке, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение возникшие сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Как уже указывалось выше, лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком в отчетах нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали; напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость принадлежащий ему нежилых зданий и находящихся в пользовании земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценок, а по заключению судебной экспертизы.
Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что оснований ставить экспертное заключение под сомнение не имеется.
Оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности и квалификации; выводы эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить их обоснованность и достоверность, базируются на общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами не опровергнуты. Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности; предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
Определенная в заключении эксперта рыночная стоимость нежилых зданий и земельных участков не является произвольной; при их оценке эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения принадлежащих административному истцу зданий и находящихся в аренде земельных участков, произведена их оценка с учетом количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость спорных объектов недвижимости на дату оценки.
Каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенных экспертом величин рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не представлено; замечания у лиц, участвующих в деле, к экспертному заключению по существу отсутствуют.
Противоречий в выводах эксперта не установлено; оснований для назначения по делу повторной экспертизы не имеется.
Итоговые суждения о рыночной стоимости сделаны экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В рамках судебной экспертизы проведен полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявлены предложения сопоставимые по ценообразующим факторам, применены все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов-аналогов; даны ответы на все поставленные вопросы; предусмотренных статьей 83 КАС РФ оснований для назначения дополнительной экспертизы по административному делу также не установлено.
Таким образом, ставить экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется; именно оно должно быть положено в основу решения, как об этом просит административный истец, изменивший административные исковые требования в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ.
При таких данных, суд устанавливает кадастровую стоимость спорных зданий и земельных участков, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года по заключению эксперта, учитывая при этом, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является законным способом уточнения одной из основных характеристик таких объектов и само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0004041:1093 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 178 683 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:3875 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 265 776 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:00:0000000:41825 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 24 076 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004041:3874 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 947 852 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004042:1004 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 10 086 585 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0001001:1224 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 370 838 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001001:40 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 202 921 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 мая 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.