Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2478/2023 по административному исковому заявлению Урмана Марка Борисовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что решением Тверского областного суда г. Москвы от 5 июня 2018 года ему отказано в удовлетворении административных исковых требований к Губернатору Московской области, Правительству Московской области, Министерству образования Московской области, Министерству образования и науки Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании действий незаконными. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 января 2019 года названное решение отменено и постановлено новое решение о признании незаконными действий Министерства образования Московской области, связанных с обеспечением права Урмана М.Ю. на получение среднего профессионального образования, возложив на данный орган исполнительной власти обязанность обеспечить указанное право в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной реабилитации.
Как указал административный истец, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 января 2019 года не исполнялось в период с 28 января 2019 года по 25 мая 2022 года, что нарушило право административного истца на судопроизводство в разумный срок.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом. Представители административных ответчиков Министерства финансов РФ, Федеральной службы судебных приставов РФ в судебное заседание не явились, извещены, от Министерства финансов РФ поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Привлеченные к участию в деле УФК по Москве, Министерство экономики и финансов Московской области, УФССП России по Московской области в судебное заседание не явились, извещены. Представитель заинтересованного лица Министерства образования Московской области в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) закреплено право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 2 статьи 6).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (части 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации).
При рассмотрении настоящего дела установлено, что по гражданскому делу N 2а-146/2018 решением Тверского районного суда г. Москвы от 5 июня 2018 года Урману М.Б. отказано в удовлетворении административных исковых требований к Губернатору Московской области, Правительству Московской области, Министерству образования Московской области, Министерству образования и науки Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании действий незаконными.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 января 2019 года названное решение отменено и постановлено новое решение о признании незаконными действий Министерства образования Московской области, связанных с обеспечением права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования, возложив на данный орган исполнительной власти обязанность обеспечить указанное право в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной реабилитации. В удовлетворении остальной части иска отказано.
25 февраля 2019 года Урман посредством системы ГАС "Правосудие" подал в Тверской районный суд заявление о направлении исполнительного листа для принудительного исполнения решения по гражданскому делу.
Принимая во внимание положения статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу; он выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом, учитывая, что невыдача исполнительного листа по заявлению взыскателя, свидетельствующая о неэффективности действий суда на стадии исполнения судебного акта в установленный срок, явилась причиной длительного неисполнения судебного решения по данному делу, учитывая общую продолжительность исполнения, исчисляемую с момента обращения Урмана М.Б. с заявлением о выдаче исполнительного документа в суд (25 февраля 2019 года), до момента рассмотрения дела в суде, апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.03.2020 года в пользу административного истца взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей.
Оценивая доводы административного истца о неисполнении судебного акта после указанного выше срока, явившегося основанием для присуждения компенсации, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В рамках исполнения судебного акта Министерством образования Московской области на основании приказа от 04 апреля 2019 года N 1207 создана комиссия по вопросу обеспечения права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования. Для всестороннего и объективного рассмотрения всех вариантов возможностей обеспечения права на получение среднего профессионального образования Министерством направлен запрос Урману М.Б. на представление документов, которые были представлены 16 апреля 2019 года.
13 мая 2019 года состоялось заседание комиссии, в связи с отсутствием Урмана М.Б. принято решение о его повторном приглашении. 31 мая 2019 года Урман М.Б. повторно не явился на заседание комиссии. Комиссией рассмотрена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида N 1559.1.50/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от 13.08.2018г. В рамках обеспечения права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования с учетом индивидуальной программы реабилитации и наличием риска непоступления (низкий балл аттестата) Министерством направлены рекомендуемые специальности/профессии образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования. Урману М.Б. ввиду его неявки на заседания комиссии 11 июня 2019 года было направлено заключение комиссии от 06 июня 2019 года.
Постановлением от 24 июля 2020 года судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП N 2 УФССП России по Московской области было возбуждено исполнительное производство N 16195/20/50049-ИП в отношении должника Министерства образования Московской области по признанию незаконными действий и возложению обязанности на данный орган исполнительной власти обеспечения права Урмана М.Б. на образование в соответствии с адаптивными образовательными программами.
В ходе исполнительного производства 30 июля 2020 года и 21 августа 2021 года Министерством образования Московской области судебному приставу-исполнителю направлено заявление о прекращении исполнительного производства с приложенными доказательствами и документами. 21 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, которое решением Красногорского городского суда Московской области от 15 декабря 2020 года признано незаконным и отменено. Из содержания указанного судебного акта следует, что отменяя постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении исполнительного производства, суд установил, что во исполнение апелляционного определени я судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 января 2019 года Министерством образования была создана комиссия по обеспечению права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования, 13 мая 2019 года, 31 мая 2019 года, 06 июня 2019 года были назначены заседания комиссии по вопросу обеспечения права Урмана М.Б. на получение среднего профессионального образования.
Из заключения комиссии от 06 июня 2019 года следует, что было принято решение об обеспечении консультативно-разъяснительной работы с Урманом М.Б, а также об обеспечении сопровождения ему как абитуриенту из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, на этапе поступления в профессиональную образовательную организацию, а также принято решение направить в адрес Урмана М.Б. письмо с информацией о рекомендуемых специальностях и профессиях, разъяснить порядок приема на обучение. 11 июня 2019 года указанное письмо было направлено ввиду неявки истца на заседания комиссии. В материалах дела имеются извещения в адрес Урмана М.Б. о дате заседаний комиссии с предложением принять участие в заседаниях (от 26.04.2019г, от 23.05.2019г.).
Необходимо принять во внимание поведение административного истца, который не явился и не направил своего представителя на заседания комиссии 13 мая 2019 года, 31 мая 2019 года, которые были созваны Министерством образования Московской области в целях исполнения судебного акта. На этом обстоятельство указано в постановлении пристава от 21 августа 2020 года.
Таким образом, Министерством образования Московской области созданы для Урмана М.Б. все необходимые условия для обеспечения его права на получение в 2019 году среднего профессионального образования в соответствии с адаптивными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации.
Вопреки доводам административного иска, исполнение апелляционного определени я судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 января 2019 года не предполагает, что административный истец должен быть зачислен в соответствующее образовательное учреждение, поскольку пунктом 20 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 года N 36, прием в образовательные организации по образовательным программам производится на первый курс по личному заявлению граждан.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на: 1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; 2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; 3) интеграцию в общество (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования (ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Органами государственной власти и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, созданы условия для реализации истцом права на получение среднего профессионального образования.
Указанный вывод следует из решения Балашихинского городского суда Московской области от 20 июля 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 декабря 2020 года, определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.04.2021 по делу N 88-8145/2021 по иску Урмана М.Б. к ГАПОУ Подмосковный колледж "Энергия", начальнику управления развития профессионального образования Министерства образования Московской области С, начальнику правового управления Министерства образования Московской области Л.И.ВА, Министерству социального развития населения Московской области о признании действий незаконными, возложении обязанности дать ответ, заключить целевой договор на обучение, организовать поступление и обучение.
Таким образом, судебный акт, в отношении которого заявлены требования о взыскании компенсации, исполнен надлежащим образом. Оснований для взыскания компенсации суд не находит. Компенсация за период подачи заявления о выдаче исполнительного документа в суд (25 февраля 2019 года), до момента рассмотрения дела в суде, ввиду невыдачи исполнительного листа, апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 05.03.2020 года взыскана. Оснований для присуждения компенсации за иной период суд не находит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд, решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Урмана Марка Борисовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда Баталова И.С.
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.