Судья Московского городского суда фио, с участием защитника фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника открытого акционерного общества адрес Краснонос Т.В., с учетом дополнений, на постановление судьи Басманного районного суда адрес от 05.03.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества адрес (далее - ОАО "РЖД"),
УСТАНОВИЛ:
24.12.2021 г. главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Постановлением Басманного районного суда адрес от 05.03.2022 г. ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Краснонос Т.В. просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы заявитель указал следующее. Проверка проводилась на объекте транспортной инфраструктуры - адрес курорт, которая в соответствии с приказом Минтранса России от 28.08.2020 N 331 "Об определении объектов
не подлежит категорированию; вменяемое нарушение пп."в" п. 6 Требований о том, что ОТИ ЖДС Пионерский Курорт не оснащен в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального Закона "О транспортной безопасности", ОАО "РЖД" не совершало, поскольку в соответствии с ч.2 ст.13 ФЗ о транспортной безопасности реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами (Паспортами) обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества адрес или используемых этим обществом на ином законном основании, оснащение которых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. На момент вынесения постановления Басманного районного суда адрес по делу N 05-0498/2022 от 05.03.2022 такие сроки Правительством РФ установлены не были (сроки были установлены только Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 N 974-р, согласно п. 5 Распоряжения начиная с 2025 года). В части нарушения пп."о" п. 5 Требований необходимо отметить, что в соответствии с протоколом осмотра ОТИ от 07.12.2021, составленным УГАН НОТЕ СЗФО Ространснадзора в присутствии представителей ОАО "РЖД", Западного ЛУ МВД России на транспорте, УФСБ России по адрес при осмотре ЖДС Пионерский Курорт выявлено лишь
частичное отсутствие информации о запрете допуска в зоны транспортной безопасности (отсутствие информации о запрете прохода (проезда) в зону транспортной безопасности). В ходе проверки данные нарушения были устранены. Калининградская дирекция управления движением, исходя из имеющихся материальных и трудовых ресурсов, принимает все необходимые меры по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных станций. Организована работа в части проведения инструктажей причастным работникам, наличие на рабочих местах схем оповещения, наглядной информации в виде Памяток, плакатов, вывесок и т.д. В случае, если суд усмотрит наличие состава административного нарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, которое фактически выразилось в незначительности и нарушения уже устранены, руководствуясь ст.2.9 КоАП РФ, заявитель просит смягчить ответственность и ограничиться предупреждением, так как упущение является малозначительными и не повлекло никаких негативных последствий. Взыскание штрафа в значительном размере повлияет на выполнение ОАО "РЖД" государственных задач.
Защитник ОАО "РЖД" Краснонос Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы была уведомлена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщила, ходатайство об отложении судебного заседания не направила, в связи с чем, жалоба рассмотрена в её отсутствие.
Защитник ОАО "РЖД" фио в судебном заседании поддержала жалобу, а так же письменные дополнения к ней по изложенным в них основаниям, указав, что действия ОВО "РЖД" не могут считаться умышленными, по мере имеющихся возможностей ОАО "РЖД" планово реализует требования закона о транспортной безопасности, Обществу возможно снизить назначенное наказание.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершённое умышленно, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела и изложено в протоколе об административном правонарушении, В соответствии с решением УГАН НОТЕ СЗФО Ространснадзора о проведении плановой выездной проверки от 08.11.2021 N 103, с изменениями внесенными решением от 22.11.2021 N 122, в период с 01.12.2021 по 10.12.2021 проведена плановая выездная проверка с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности, по результатам проведения которой установлено, что открытым акционерным обществом адрес на объекте транспортной инфраструктуры - адрес (реестровый номер ЖСТ113831) (далее ЖДС Пионерский Курорт) не исполняются следующие требования по обеспечению транспортной безопасности, которые зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 10.12.2021 N 07-43-03/1546(A):
В нарушение подп. "ж" п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635 (далее - Требования N 1635), субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ЖДС Пионерский Курорт, не обеспечивается обращение со сведениями, содержащимися в паспорте объекта транспортной инфраструктуры, в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" N16-ФЗ. В рамках проведения проверки было установлено, что Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ЖДС Пионерский Курорт, имеющий гриф "Для служебного пользования", хранится в мебельной тумбе, установленной в кабинете начальника станции. Таким образом, требование подп. "ж" п. 5 Постановления Правительства РФ N 1635 от 08.10.2020 не реализовано.
В нарушение подп. "о" п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635 на ОТИ ЖДС Пионерский Курорт не информируются в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и её части вне установленных мест прохода (перемещения); проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий.
В нарушение подп. "в" п. 6 Требований N 1635 ОТИ ЖДС Пионерский Курорт не оснащён в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.
Решением от 20.05.2021 N 2021/УТБ/729/К паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ разработан и утверждён 05.07.2021, получен Росжелдором 1.09.2021 г. В нарушение подп. "ж" п. 6 Требований N 1635 на ОТИ ЖДС Пионерский Курорт не обеспечено в пункте управления обеспечением транспортной безопасности видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности. Документы, подтверждающие исполнение данного требования в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия, не представлены.
Таким образом, в соответствии с подп. "а" и. 5 и и. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры и на ЖДС Пионерский Курорт распространяется действие Закона N 16-ФЗ и Требований N 1635.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 8 Закона N 16-ФЗ утверждены Требования. Указанные Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (п. 4 Требований).
ОАО "РЖД" разработаны и утверждены организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ЖДС Пионерский Курорт.
Разработан и утвержден Паспорт обеспечения транспортной безопасности ЖДС Пионерский Курорт.
Кроме того, ОАО "РЖД" неоднократно привлекалось к административной ответственности, за совершение правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, ОАО "РЖД" достоверно известно, что оно является субъектом транспортной инфраструктуры и перевозчиком, и оно обязано исполнять требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности на транспортных средствах.
Поскольку юридическое лицо неоднократно проверялось на предмет соблюдения законодательства о транспортной безопасности, ему выдавались предписания оно неоднократно привлекалось к административной ответственности, то должностным лицам ОАО "РЖД" очевидна обязанность исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, которую оно длительно и систематически не исполняет.
Не исполнение требований по транспортной безопасности должностными лицами ОАО "РЖД", которые осознают противоправный характер своего бездействия (им достоверно известно о необходимости исполнения законодательства в связи с вышеуказанным), сознательно допускают либо относятся безразлично к последствиям не исполнения законодательства, что свидетельствует о косвенном умысле должностных лиц ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" не представлены доказательства принятия всех возможных мер для соблюдения действующего законодательства в области транспортной безопасности.
Объективные причины для неисполнения требований законодательства ОАО "РЖД" отсутствуют.
Таким образом, ОАО "РЖД" являясь субъектом транспортной инфраструктуры, на которого распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, сознавая противоправный характер своего бездействия, умышленно не исполняло обязательные требования по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8, Закона N 16-ФЗ и подп. "ж" п. 5, подп. "о" п.5, подп. "в" п. 6, подп. "ж" п. 6 Требований N 1635, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Факт указанного административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в деле, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24.12.2021 г.; решением начальника УГАН НОТЕ СЗФО Ространснадзора о проведении плановой выездной проверки от 08.11.2021 N 103; актом плановой выездной проверки от 10.12.2021 г.; предписанием N 07-43-03, 1546 (П-11) об устранении выявленных нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности от 10.12.2021 г.; протоколом осмотра от 7.12.2021 г. с фото-материалами; иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны судом первой инстанции допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьёй установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ОАО адрес правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, т.к. данное юридическое лицо совершило неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности умышленно.
Выводы судьи о виновности ОАО адрес в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ОАО "РЖД" имелась возможность для соблюдения организацией законодательства о транспортной безопасности, за нарушение которого ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом, вопреки доводам жалобы, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении судьи при рассмотрении дела.
Совокупность вышеприведенных доказательств по делу сомнений в своей объективности не вызывают, они последовательны, непротиворечивы, полностью согласуются между собой, получены в соответствии с требованиями закона, составлены уполномоченными на это должностными лицами, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, в связи с чем, суд находит их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, и поэтому их возможно положить в основу постановления.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О транспортной безопасности", субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из смысла ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности", требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований но обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьёй 8 настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О транспортной безопасности").
В пунктах 5 и 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635, закреплены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а так же дополнительные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров.
Таким образом, факт наличия вины ОАО "РЖД" в нарушении указанных норм законодательства в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Доводы жалобы об установлении сроков реализации требований по обеспечению транспортной безопасности Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 N 974-р; о том, что при осмотре ЖДС Пионерский Курорт выявлено лишь частичное
отсутствие информации о запрете допуска в зоны транспортной безопасности (отсутствие информации о запрете прохода (проезда) в зону транспортной безопасности), в
ходе проверки данные нарушения были устранены, подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ОАО "РЖД" от исполнения требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ОАО "РЖД", материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о наличии оснований для признания данного правонарушения малозначительным, о том, что правонарушение не повлекло негативных последствий, не являются состоятельными.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью рассматривающего дело должностного лица, суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 ч. 3 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественных отношений, устанавливаемых в области обеспечения транспортной безопасности. Нарушение требований транспортной безопасности создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем, невыполнение данных требований указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения. Таким образом, с учетом признаков объективной стороны данного административного правонарушения, существенно нарушающем охраняемые общественные отношения, оснований для признания его малозначительным не имеется.
Административное наказание назначено ОАО "РЖД" в пределах санкции ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств, характера совершённого правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере транспортной безопасности является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам дифференцированности, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Выводы судьи по мере назначенного ОАО "РЖД" наказания мотивированы.
Оснований для признания назначенного Обществу наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, в рамках производства по настоящему делу и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Басманного районного суда адрес от 05.03.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника Краснонос Т.В, с учетом дополнений, - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.