Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России фио на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции адрес (Мосжилинспекция) фио N Т-458/21 от 07 сентября 2021 года, которым ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Басманного районного суда адрес от 27 апреля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Мосжилинспекции N Т-458/21 от 07 сентября 2021 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ, освободив Учреждение от административной ответственности и ограничиться предупреждением. Решением судьи Басманного районного суда адрес от 29 января 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России фио просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является некоммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую деятельность, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ; учреждение дважды привлечено за одно и тоже правонарушение, правонарушение является малозначительным, суд не учел добровольное устранение нарушений.
В судебном заседании защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России фио поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. К лицензионным требованиям относятся, в частности, иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 193 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), п. 10 которых установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно материалам дела, Мосжилинспекцией в соответствии с п.1 Положения о Государственной жилищной инспекции адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Государственной жилищной инспекцией адрес государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 января 2015 г. N 29-ПП, на основании Распоряжения N РЛ-Т-00795 от 14.07.2021 проведена проверка фактов, изложенных в обращении от 25.06.2021 по адресу: адрес, адрес N 3, д. 141.
По результатам проведенной проверки ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выявлены нарушения лицензионных требований, положений ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, требования адрес перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Установлено, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 26.07.2017 N 077001173 и договора осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: адрес, адрес N 3, д.141.
Вместе с тем, в подъездах указанного дома выявлено наличие неисправных почтовых ящиков.
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ административного правонарушения подтверждаются исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки; обращением гражданина по факту неисправности почтовых ящиков, с приложением фотографий; актом проверки; предписание об устранении выявленных нарушений; лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; выписка из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является некоммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую деятельность, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с подп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ государственные учреждения (в том числе государственные академии наук) относятся к юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
На основании п. 1 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, управляющая организация на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Из материалов дела следует, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имеет лицензию N 077001173 от 26 июля 2017 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании которой осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: адрес, адрес N 3, д.141.
Приведённые данные указывают на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки утверждению заявителя, каких-либо объективных данных о том, что Учреждение приняло своевременные и достаточные меры для устранения выявленных нарушений до проведения проверки не представлено.
Довод о том, что учреждение привлечено дважды за одно и тоже нарушение не состоятелен. Как видно из представленного постановления N375/21 от 20 июля 2021г. правонарушение совершено в иной временной период, а именно нарушения выявлены 21 июня 2021г.По настоящему же делу нарушения выявлены уже после вынесения постановления N375/21.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств ими проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания должностным лицом учтены данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Суд обоснованно не усмотрел признаков малозначительности в данном случае. При этом необходимо учесть длительное неустранение выявленных нарушений.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
заместителя начальника Государственной жилищной инспекции адрес (Мосжилинспекция) фио N Т-458/21 от 07 сентября 2021 года, которым ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Басманного районного суда адрес от 27 апреля 2022 года, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.