Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации фио решение судьи Басманного районного суда адрес от 12 мая 2022 года, которым
постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции адрес N С-59/21-ПРЧ от 16 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации, Учреждение) оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением должностного лица Мосжилинспекции N С-59/21-ПРЧ от 16 ноября 2021 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник обратился в Басманный районный суд адрес с жалобой, решением судьи которого вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда, а производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. В обосновании доводов жалобы ссылается на то, что Учреждение приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, а именно, на основании пункта 3.1.21 Договора N 7-УЖФ от 25 сентября 2017 года в адрес начальника Управления эксплуатации фондов Центральных органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации был направлен пакет документов для принятия решения о проведении капитального ремонта объектов (исх. N 370/У/15/3965 от 07 декабря 2020 года). При этом, указывает на то, что ввиду длительной эксплуатации общежития пришли в неудовлетворительное состояние, вследствие чего, требовали проведения капитального ремонта, о чём, Учреждением, были составлены акты сезонного осмотра и дефектные акты, однако обязанность по осуществлению капитального ремонта возложена на собственника здания, а не на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации, последний осуществляет только текущий ремонт, согласно выделенным собственником бюджетных ассигнований.
Законный представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, обеспечил явку защитника фио, которая в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель 231 военной прокуратуры гарнизона, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, судебная повестка вручена по почте 24 января 2023 года.
Также проверив письменные материалы дела, доводы жалобой, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от сорока тысяч до сумма прописью.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, включают: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ и др.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела 08 октября 2021 года 231 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка по вопросу ненадлежащего обслуживания и ремонта общежитий, находящихся в управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения при содержании и ремонте общежитий по адресам: адрес, фио, д. 4, адрес, Малая Черкизовская, д. 7, адрес.
Так установлено, что управление указанными общежитиями осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации на основании договора управления жилым фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 7-УЖФ.
31 декабря 2020 года срок действия указанного договора истек и далее не пролонгировался. Сведений о передаче ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации объектов жилого фонда (общежитий) собственнику по акту приема-передачи в соответствии с пунктом 2.7 договора 25 сентября 2017 года N 7-УЖФ, в деле не имеется.
Согласно пункта 10.2 договора управления жилым фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 7-УЖФ, окончание срока действия Договора не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон по Договору, в том числе гарантийных обязательств Управляющей организации, предусмотренных подпунктами Договора.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации при управлении вышеуказанными общежитиями допущены нарушения пунктов 4.2.1, 4.2.1.1, 4.6.4.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.6.1, 4.8.5, 5.2.1, 5.6.2, 5.6.6, 5.10.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, а именно по адресам:
- адрес: осветительные приборы в местах общего пользования на 1, 2, 3, 4, 5 этажах находятся в неудовлетворительном техническом состоянии (частично отсутствуют рассеиватели, лампы перегорели, отсутствуют лампы); разрушение штукатурно-окрасочного слоя, выпадение кирпичной кладки на 2 и 3 этажах; в неисправном состоянии находится электрооборудование, нарушена герметичность трубопровода инженерных коммуникаций, наличие следов коррозии на трубопроводе, следы залития из трубопровода; напольное покрытие неисправно в местах общего пользования на 2 и 4 этажах;
- адрес: осветительные приборы в местах общего пользования на 1, 2, 3 этажах находятся в неудовлетворительном техническом состоянии (частично отсутствуют рассеиватели, лампы перегорели, либо вовсе отсутствуют); электрооборудование в доме находится в неисправном состоянии; в неисправном состоянии находится напольное покрытие в местах общего пользования на 2 и 4 этажах, разрушен штукатурно-окрасочный слой в доме, имеется выпадение кирпичной кладки на 2 и 3 этажах; нарушена герметичность трубопровода инженерных коммуникаций, наличие следов коррозии на трубопроводе, следы залития из трубопровода;
- адрес: повреждено покрытие стены около лифта, наличие повреждений окрасочного слоя стен на лестничном пролете 9, 8, 7 этажах и оконных проемов; повреждены (отсутствуют) отделочные вставки лифта на 7, 8 этажах;
- адрес: в комнате для приготовления пищи не работает слив раковины, частично разрушен навесной потолок в душевой комнате и в коридоре; плитка на лестнице, ведущей на 2 этаж, отколота, а также имеется протечка крыши; разрушена плитка на крыльце при входе в общежитие.
Таким образом, действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении верно квалицированы должностным лицом административного органа и судьёй районного суда, так как нарушение Правил N 170 подтверждается письменные материалами дела, а именно: заключением по делам об административных правонарушениях; дефектным актом; ведомостями объемов работ; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного заместителем военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона от 13 октября 2021 года; актом осмотра территории, с приложением фотографий о выявленных нарушений; договором управления жилищным фондом от 25 сентября 2017 года N 7-УЖФ с перечнем объектов жилищного фонда; письменные объяснения представителя Учреждения фио от 13 октября 2021 года данные помощнику прокурора; актом выполненных работ.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доводы жалобы о том, что ввиду длительной эксплуатации общежития пришли в неудовлетворительное состояние и требуют проведения капитального ремонта, о чём, Учреждением, были составлены акты сезонного осмотра и дефектные акты, однако обязанность по осуществлению капитального ремонта возложена на собственника здания, а не на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации, последний осуществляет только текущий ремонт, согласно выделенным собственником бюджетных ассигнований, были предметом проверки нижестоящих инстанций и не нашли своего подтверждения.
Также отмечаю, что помимо работ, требующих проведение капитального ремонта, также было выявлено в ходе прокурорской проверки, что в общежитиях: осветительные приборы находились в неудовлетворительном состоянии (частично отсутствовали рассеиватели, лампы перегорели, отсутствовали лампы), имелись следы залития. Эти работы являются текущими, которые должны были осуществляться ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации регулярно (текущий ремонт) в соответствии с договором управления жилым фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 7-УЖФ.
Также отмечаю, что выявленные ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации в общежитиях разрушения, зафиксированные в актах сезонного осмотра и дефектных актах, обязывали Учреждение, ответственное за содержание общежитий, соблюсти правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания, и, в случае необходимости передать эти объекты жилищного фонда собственнику для капитального ремонта.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебного решения.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации в пределах санкции статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 названного Кодекса, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения; обстоятельств дела; имущественного и финансового положения юридического лица; характера деятельности юридического лица; характера совершенного им действий (бездействия), является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для признания вмененного ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации правонарушения малозначительным не имеется, поскольку малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Тогда как, с учетом характера совершенного правонарушения и конкретные обстоятельства дела, оснований для признания его малозначительным не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции адрес N С-59/21-ПРЧ от 16 ноября 2021 года, решение судьи Басманного районного суда адрес от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.