Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Камелот-А" фио на постановление судьи Нагатинского районного суда адрес от 15 июля 2022 года (резолютивная часть постановления оглашена 13 июля 2022 года), которым
Общество с ограниченной ответственностью "Камелот-А" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
16 декабря 2021 года ведущим специалистом-экспертом ТО Роспотребнадзора по адрес в адрес фио вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое с другими доказательствами передано судье Нагатинского районного суда адрес, который 15 июля 2022 года вынес вышеназванное постановление.
Не согласившись с судебным постановлением, защитник ООО "Камелот-А" фио подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит изменить постановление в части назначения административного наказания и назначить штраф ниже низшего предела. В обосновании доводов жалобы ссылается на то, что документы на рециркуляторы у Общества в наличии.
В судебное заседание законный представитель ООО "Камелот-А" не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку в суд защитника по доверенности фио, который доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что нарушение по очистки воздуха отсутствует, так как в торговом зале магазина установлен рециркулятор. Документы на него, в том числе по его очистке, представлены в дело. Также указал, что у Общества отсутствует отдельное помещение для хранения уборочного инвентаря, который хранится в туалетной комнате, где также производится приготовление рабочих дезинфицирующих средств. Все работники магазина ознакомлены с инструкцией по технике безопасности при обращении с химическими веществами (дезинфицирующими средствами). Просит снизить размер назначенного штрафа, в учётом тяжёлого финансового положения Общества, о чём в дело представлена бухгалтерская отчётность за 2021 год, а также сложную экономическую обстановку, ростом закупочных цен, волатильностью рынка (диапазона, в рамках которого колеблется цена в краткосрочном периоде), дополнительными расходами.
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес Департамента торговли и услуг адрес фио в судебное заседание явился, считает вменённое Обществу нарушение санитарно-эпидемиологических требований законным и обоснованным. По обстоятельствам дела пояснил, что 04 ноября 2021 года им проведён осмотр магазина "Ярче!" ООО "Камелот-А", установлены нарушения, такие как отсутствие условий для приготовления рабочих дезинфицирующих растворов, на момент осмотра ему не были представлены акты выполненных работ по дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования, которые он испрашивал у представителя Общества. Также представитель ТО Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес Департамента торговли и услуг адрес фио оставил на усмотрение суда вопрос о снижении размера штрафа по указанным защитой доводам.
Исследовав также материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (часть 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Согласно пункту 1.1. СП 3.1.3597-20 указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на адрес.
Из положений пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в частности соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судьей районного суда, 04 ноября 2021 года в 10 час. 00 мин. по адресу: адрес, юридическим лицом ООО "Камелот-А" (юридический адрес: адрес), в магазине "Ярче!" допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV, а именно: отсутствуют условия для приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств и дезинфекции уборочного инвентаря; на момент осмотра не представлены акты выполненных работ по дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования; недостаточное количество рециркуляторов (установлен 1 рециркулятор в торговом зале).
Данные нарушения создают непосредственную угрозу жизни, здоровью населения (посетителей) в период распространения заболевания, в том числе новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, представляющего опасность для окружающих, а также способствуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний.
Действия ООО "Камелот-А" верно судьей районного суда квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Обществом допущено нарушение статей 11, 24, части 1 и 3 статьи 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ; пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Факт совершения ООО "Камелот-А" административного правонарушения по частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждены письменными доказательства, а именно: протоколом об административном правонарушении от 16 декабря 2021 года; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений от 04 ноября 2021 года, составленного в присутствии двух понятых и представителя Общества; фотоматериалом; показаниями представителя ТО Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес Департамента торговли и услуг адрес фио; выпиской из ЕГРЮЛ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется. Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Добытые по делу доказательства оформлены административным органом в рамках выполнения им своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке статьи 144 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Довод жалобы о том, что у Общества имелась вся необходимая документация по дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования, однако проверяющим лицом она не затребована, отклоняю как несостоятельный, поскольку в настоящем судебном заседании был допрошен представитель ТО Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес Департамента торговли и услуг адрес фио, который пояснил, что на момент осмотра ему не были представлены акты выполненных работ по дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования, которые он испрашивал у представителя Общества.
Довод жалобы о том, что закон не исключает хранение уборочного инвентаря в туалетной комнате, а также приготовление в ней дезинфекционных растворов, так как данная комната соответствует требованиям, указанным в пункте 5.4 Постановления Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 20 ноября 2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", - отклоняю.
Согласно пункта 5.4 Постановления Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 20 ноября 2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", В торговых объектах должно быть предусмотрено помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное подводкой к нему холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещения допускается хранение уборочного инвентаря в специально отведенном месте (местах).
При этом считаю, что туалетная комната не является специально отведенным местом. Хранение уборочного инвентаря и дезинфицирующих растворов в туалетной комнате допустимо при наличии специально оборудованного шкафа, тогда как из фотоматериала не следует, что в туалетной комнате данное хранение предусмотрено. Швабра с тряпкой, щетка и пустое ведро стоят на полу, а дезинфицирующие средства - на открытых полках (л.д. 15-16).
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Вместе с тем, довод защиты о снижении Обществу размера штрафа заслуживает внимание.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не сумма прописью. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Принимая во внимание финансовое положение ООО "Камелот-А", назначенный размер штрафа может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, и с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств данного дела размер штрафа подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но до размера не менее половины минимального размера административного штрафа, то есть с учетом положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Снижение размера санкции до сумма соответствует характеру допущенного правонарушения, степени вины юридического лица, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Нагатинского районного суда адрес от 15 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Камелот-А", изменить, снизить размер назначенного ООО "Камелот-А" административного штрафа с сумма до сумма, а в остальной части постановление судьи Нагатинского районного суда адрес от 15 июля 2022 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.