Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 03 марта 2023 г. по делу N 33а-174/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Зари А.И, судей Коробенко Э.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Ивановой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Гусяковой Ю.Н. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 ноября 2022 г, которым удовлетворено заявленное старшим прапорщиком Мухаевым Юрием Анатольевичем требование о признании незаконным решения заместителя начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс") об отказе административному истцу вместе с членами семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 18 октября 2022 г. N 122 Мухаеву Ю.А. вместе с членами семьи, состоящей из 6 человек (он, супруга и четверо несовершеннолетних детей), отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что он, единожды обеспеченный от государства жильем, распорядился им по своему усмотрению, в связи с чем не имеет права требовать повторного обеспечения жилым помещением. Члены семьи Мухаева Ю.А. не имеют право на обеспечение жильем, поскольку их жилищные права производны от права военнослужащего.
Мухаев Ю.А, оспорив в суде это решение, просил обязать административного ответчика отменить его и повторно рассмотреть вопрос о принятии его вместе с членами семьи на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что требования об однократном обеспечении военнослужащих жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, установленные в абзаце первом пункта 14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий. Поэтому, в том случае, когда военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Закона, даже по истечении срока, установленного ст. 53 ЖК РФ. Мухаев Ю.А. ранее от государства был обеспечен жилым помещением по установленным нормам. Поскольку он подарил данное жилье бывшей супруге, оснований для нахождения его на жилищном учете в целях повторного обеспечения жилым помещением в порядке упомянутого Закона не имеется. При этом жилищные права членов семьи военнослужащего являются производными от жилищных прав самого военнослужащего. Следовательно, вопросы постановки на жилищный учет и обеспечения жилыми помещениями членов семьи военнослужащего рассматриваются как производные от принятия на учет и обеспечения жильем военнослужащего.
Рассмотрев материалы дела, приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 ст. 15 Закона, согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзаца третьего пункта 1 ст. 15 Закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу семнадцатому пункта 1 ст. 15 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании абзаца тринадцатого пункта 1 ст. 15 Закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 2 решения Совета депутатов города Грозного от 2 июля 2012 г. N 38 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Грозном" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В связи с изложенным по данному делу подлежала установлению обеспеченность административного истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного человека с учетом ранее обеспеченности Мухаева Ю.А. жильем от государства.
Как следует из материалов дела, Мухаев Ю.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, проходит такую службу в войсковой части N, дислоцированной на территории "адрес".
В январе 2002 года административному истцу на состав семьи один человек по месту прохождения военной службы было представлено жилое помещение общей площадью 47, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", которое им было приватизировано. Указанную квартиру на основании договора дарения от 30 августа 2006 г. он подарил своей бывшей супруге И.А, брак с которой был расторгнут 5 января 2001 г.
18 мая 2021 г. Мухаев Ю.А. заключил брак с гражданкой Л.У.
21 мая 2021 г. он установилотцовство в отношении четверых несовершеннолетних детей своей супруги: Ю.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ.), А.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Т.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и Х.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.). Данный факт подтверждается свидетельствами об установлении отцовства, на основании которых были выданы соответствующие свидетельства о рождении (л.д.174-186).
В июле 2022 года Мухаев Ю.А. обратился с заявлением в филиал ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о признании его нуждающимся составом семьи из шести человек в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте г. Грозный, избрав в качестве формы обеспечения - жилищная субсидия.
Поскольку обеспеченность административного истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного человека с учетом ранее обеспеченности Мухаева Ю.А. жильем от государства менее учетной нормы 15 кв.м, установленной пунктом 2 решения Совета депутатов города Грозного от 2 июля 2012 г. N 38, (на каждого члена семьи административного истца приходится по 7, 9 кв.м), гарнизонный военный суд обоснованно признал незаконным обжалуемое решение заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 18 октября 2022 г. N 122 об отказе Мухаеву Ю.А. вместе с членами семьи в принятии на жилищный учет.
Мнение автора жалобы о том, что Мухаев Ю.А. не имеет право на жилищное обеспечение в силу того, что ранее был обеспечен жильем, которым распорядился по собственному усмотрению, является ошибочным, поскольку оно противоречит вышеназванным нормоположениям, в соответствии с которыми военнослужащий в период военной службы имеет право на улучшение жилищных условий, в частности, в связи с увеличением состава членов своей семьи с учетом требований жилищного законодательства, устанавливающего основания признания нуждающимся в жилом помещении и учетную норму.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 25 ноября 2022 г. по административному исковому заявлению Мухаева Юрия Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.