Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 17 марта 2023 г. по делу N 33а-272/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при помощнике судьи Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 27 декабря 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований в интересах гражданки Семеновой Натальи Юрьевны - вдовы бывшего военнослужащего ефрейтора в отставке Семенова Александра Николаевича - о признании незаконными решений врио начальника филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс") об отказе в предоставлении жилищной субсидии и снятии истца и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Никитина А.Н. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Семенова Н.Ю. через своего представителя обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
признать незаконными и обязать отменить решения врио начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 28 сентября 2022 г. N 13 и 24 об отказе административному истцу и членам ее семьи в предоставлении жилищной субсидии и о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
обязать указанное должностное лицо восстановить ее и членов семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ей и членам семьи жилищной субсидии.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что на момент смерти Семенова А.Н. действовала редакция пункта 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 этого Федерального закона.
Этой редакцией указанного Федерального закона руководствовался и начальник территориального отделения "Ставропольский" филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" при принятии административного истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в постоянном жилье в связи со смертью ее супруга Семенова А.Н.
По мнению представителя, применение нормативного акта, ухудшающего положение членов семьи умершего военнослужащего, в данном случае не допустимо.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище установлено в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 2141-О, от 29 сентября 2016г. N 1884-О, от 29 мая 2018 г. N 1232-О, статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", исходя из специфики военной службы как особого вида государственной службы, призвана обеспечить дополнительные жилищные гарантии для военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и учитывает при определении объема этих гарантий членов их семьи. При этом права членов семьи являются производными от прав самого военнослужащего или лица, уволенного с военной службы. Следовательно, члены семьи военнослужащего не являются самостоятельными субъектами жилищных правоотношений с государственными органами, ответственными за обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.
Согласно абзацу первому п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 201-ФЗ) членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 13июля2020г. N201-ФЗ абзац первый пункта 3.1 ст. 24 названного федерального закона был изложен в следующей редакции:
"3.1. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.".
Это же положение содержится в абзаце пятом пункта 3.1 статьи 24 (в редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 14 июля 2022 г. N282-ФЗ), которая действует до настоящего времени.
Из материалов дела следует, что Семенов А.Н. проходил военную службу по контракту с сентября 2006 года.
Приказом командира войсковой части N от 4 сентября 2020 г. N 84 Семенов А.Н. уволен с военной службы в по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Его общая продолжительность военной службы составила 15 лет и 11 мес.
Приказом этого же должностного лица от 4 сентября 2020 г. N 173 СеменовА.Н. исключен из списков личного состава воинской части с 23 сентября 2023 г.
Как следует из свидетельства о смерти от 12 января 2021 г, Семенов А.Н. умер 6 января 2021 г.
В июне 2021 г. вдова Семенова А.Н. - Семенова Н.Ю. обратилась с заявлением в территориальный отдел "Ставропольский" филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" о принятии на учет в качестве нуждающихся в постоянном жилье в связи со смертью своего супруга.
Решением начальника территориального отдела "Ставропольский" филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 17 августа 2021 г. N ТО69/54 СеменоваН.Ю. и ее сын В.А. признаны нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства "адрес", с формой обеспечения - жилищная субсидия, как члены семьи умершего после увольнения с военной службы Семенова А.Н, проходившего военную службу по контракту и имевшие основания быть признанными нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения им военной службы.
Решениями врио начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 28сентября 2022 г. N 13 и 24 Семеновой Н.Ю. и членам ее семьи отказано в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, и они сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судом установлено, что в период прохождения военной службы СеменовА.Н. не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Сведений о том, что он обращался с заявлением в жилищный орган о принятии его и членов его семьи на такой учет в материалах административного не имеется.
Нет в деле также данных о том, что Семенов А.Н. обращался с заявлением в жилищный орган о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и после увольнения с военной службы.
Таким образом, как в периоды окончания военной службы СеменовымА.Н, его увольнения и исключения из списков личного состава воинской части, так и на момент его смерти, федеральный закон определял признание гражданина, проходившего военную службу по контракту и умершего после увольнения с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающимся в жилом помещении до его смерти в качестве условия для обеспечения членов его семьи жилым помещением.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности принятых врио начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" решений от 28 сентября 2022 г. N 13 и 24, а потому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения гарнизонного военного суда не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции.
При таких данных апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 27 декабря 2022г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Семеновой Натальи Юрьевны, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: Д.В. Меркулов
М.Г. Шуайпов
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.