Апелляционное определение СК по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 21 марта 2023 г. по делу N 33-257/2023
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шиловой Г.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-257/2022 по апелляционной жалобе представителя истца Чистякова Д.В. на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2022 г, которым отказано в удовлетворении иска командира войсковой части N к "данные изъяты" Аллахвердиеву Фарману Эльхан Оглы о возмещении материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в период прохождения военной службы по контракту в войсковой части N Аллахвердиев был обеспечен вещевым имуществом. В феврале 2018 г. ответчик досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением им условий контракта), и исключён из списков личного состава воинской части, однако вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истёк, при этом не возвратил.
В сентябре 2022 г. командир воинской части обратился в суд с иском, в котором на основании Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" просил взыскать с Аллахвердиева 32 070, 35 руб. в счёт компенсации стоимости несданного им вещевого имущества.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал в связи с истечением срока привлечения ответчика к материальной ответственности.
В апелляционной жалобе представитель истца, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих", указывает, что, вопреки выводу суда первой инстанции, о недостаче вещевого имущества командиру воинской части стало известно 24 марта 2022 г, после проведения административного расследования с целью выяснения обстоятельств, связанных с наличием оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности, в том числе факта несдачи им имущества, причин этого, наличия или отсутствия его согласия на возврат вещевого имущества.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Судом установлено, что в период прохождения военной службы Аллахвердиев был обеспечен вещевым имуществом. На основании приказа "данные изъяты" ответчик в связи с досрочным увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", с 22 февраля 2018 г. был исключён из списков личного состава и всех видов обеспечения войсковой части N. При этом вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истёк, ответчик при исключении из списков личного состава части не вернул. Стоимость несданного имущества с учётом износа составила 32 070, 35 руб.
Действительно, согласно пункту 25 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. N 390, возврату подлежит, инвентарное имущество, за исключением отдельных предметов, предусмотренных нормами снабжения, а также вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истёк, выданное военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в случае их увольнения с военной службы, в том числе по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу пункта 30 Порядка обеспечения вещевым имуществом военнослужащих, граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 14 августа 2017 г. N 500, военнослужащий, увольняемый с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части возвращает сдаваемое вещевое имущество на вещевой склад воинской части.
Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу воинской части, а также определяет порядок возмещения причинённого ущерба (статья 1).
Согласно пункту 4 статьи 3 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 12 апреля 2020 г.) срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.
Эта же норма закона в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 81-ФЗ предусматривает, что днём обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причинённого военнослужащим.
В соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Исходя из положений статей 75, 76, 82-84 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, командир в мирное и военное время отвечает, в том числе за внутренний порядок, состояние и сохранность военного имущества. Командир обязан знать действительное состояние воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о её штатном, списочном и наличном составе, а также о наличии военного имущества, организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб.
В силу пунктов 5, 242, 243 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2014 г. N 333, командир воинской части руководит хозяйственной деятельностью соединения (воинской части). Он обязан: знать и доводить до подчинённых требования нормативных правовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства, руководствоваться ими в своей деятельности; организовывать хранение, сбережение материальных ценностей; принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей; организовывать ведение учёта имущества; организовывать и осуществлять контроль ведения учёта материальных ценностей воинской части по подчинённым службам; организовывать и своевременно осуществлять проверки наличия и состояния материальных ценностей воинской части по закреплённой номенклатуре; организовывать работу по предотвращению утрат, недостач материальных ценностей и привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо этого, пунктом 260 названного Руководства предусмотрено, что начальник вещевой службы воинской части, также относящийся к должностным лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность, помимо общих обязанностей, предусмотренных Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, обязан вести учёт материальных ценностей по службе и не реже одного раза в три месяца организовывать проверку их наличия, содержания и технического состояния; организовывать работу вещевого склада воинской части по приёму, хранению и выдаче вещевого имущества.
Приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что в связи с увольнением с военной службы по указанному основанию Аллахвердиев не позднее 22 февраля 2018 г. подлежал снятию с вещевого обеспечения, а выданное ему вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истёк, - возврату на вещевой склад воинской части.
Поскольку ответчик не исполнил эту обязанность, у командования с указанной даты возникло правовое основание для проведения административного расследования и взыскания с Аллахвердиева стоимости несданного вещевого имущества, срок носки которого не истёк.
Вместе с тем из материалов дела видно, что административное расследование было проведено только в апреле 2022 г, а с иском в суд командир воинской части обратился в сентябре 2022 г, когда срок привлечения ответчика к материальной ответственности истёк.
При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба представителя истца по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2022 г. по иску командира войсковой части N к Аллахвердиеву Фарману Эльхан Оглы оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Чистякова Д.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.