Апелляционное определение СК по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда от 21 марта 2023 г. по делу N 33-266/2023
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Романова В.С, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шиловой Г.С, заместителя военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона "данные изъяты" (далее - военный прокурор "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона) майора юстиции Литовченко В.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело N 2-8539/2022 по апелляционным жалобам представителя ответчика: Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Российской Федерации города "адрес"" (далее - Военный комиссариат г. "адрес") - Бондаревой О.О, третьего лица - начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" (далее - УФО) Колесниковой Е. на решение N гарнизонного военного суда от 28 декабря 2022 г, которым удовлетворено исковое заявление военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона, поданное в защиту прав и законных интересов работника Военного комиссариата г. "адрес" Купцовой Людмилы Анатольевны к Военному комиссариату г. "адрес" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, объяснения заместителя военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона майора юстиции Литовченко В.Г, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из материалов дела, военный прокурор "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Купцовой, работающей с "данные изъяты" должности "данные изъяты" в котором просил обязать Военный комиссариат г. "адрес" произвести истцу доплату к выплаченной заработной плате за период с 22 ноября 2021 г. по 1 августа 2022 г. с учётом районного коэффициента 1, 4, предусмотренного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс "Об установлении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске и посёлках Тюратаме и Акае Кзыл-Ординской области Казахской ССР" (далее - распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс).
Решением гарнизонного военного суда иск военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Военного комиссариата г. "адрес" Бондарева О.О. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что суд пришёл к неверному выводу о том, что действующая система оплаты труда не в полной мере устанавливает дополнительные льготы и преимущества. Судом оставлено без внимания, что Военным комиссариатом г. "адрес" в полном объёме производятся выплаты в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищённости отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме " "адрес"" и в г. "адрес", и членов их семей".
Начальник УФО Колесникова Е.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе военному прокурору в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что обращение с иском в суд о восстановлении права Купцовой на получение заработной платы с учётом районного коэффициента 1, 4 за период с 1 сентября 2021 г. по 1 августа 2022 г, осуществлено 19 октября 2022 г. и находится за пределами одного года после 5 октября 2021 г, то есть после получения заработной платы за сентябрь 2021 г. и по истечении срока, установленного ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению истца в суд, по делу не установлено, а обращение Купцовой в "данные изъяты" военную прокуратуру гарнизона 13 сентября 2022 г. не продлевает указанный срок.
По мнению начальника УФО, поскольку органами прокуратуры в отношении работодателя не выносилось решения об устранении нарушений трудовых прав работника, у которого отсутствовали правомерные ожидания о восстановлении его права во внесудебном порядке и Купцовой не представлено доказательств пропуска срока исковой давности по уважительным причинам, то применение судом первой инстанции разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 15 является необоснованным.
Анализируя распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г..N 1644рс, положения Конституции Российской Федерации и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе " "адрес"" (Алма-Ата, 12 октября 1998 г..), Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города "адрес", порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2006 г..N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях", постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г..N 1122, Приложения N 12 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г..N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации", начальник УФО полагает, что поскольку Купцова работает по трудовому договору в Военном комиссариате г.."адрес" и ей выплачивается заработная плата с учётом повышения должностного оклада на 50 %, а также компенсационные выплаты к должностном окладу за работу в районе экологического кризиса в размере 30% должностного оклада и за обеспечение космических программ 50% должностного оклада, и отсутствует нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий выплату районного коэффициента гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации, то правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на космодроме " "адрес"" и в г.."адрес", районного коэффициента
1, 4 к заработной плате не имеется.
По мнению третьего лица, отсутствие у Купцовой права на получение спорной дополнительной выплаты к заработной плате не ограничивает её права по сравнению с иными категориями рабочих и служащих, поскольку ей в спорный период выплачивалась заработная плата с повышением должностного оклада на 50 % и производились иные выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122.
На апелляционную жалобу ответчика военным прокурором "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона поданы возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе " "адрес"", от 12 октября 1998 г. социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и/или работающих на комплексе " "адрес"", обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено этим Соглашением.
Статьёй 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищённости отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме " "адрес"" и в г. "адрес", и членов их семей" работа в г. "адрес" отнесена к работе в зоне экологического кризиса.
Статьёй 10.1 Договора аренды комплекса " "адрес"", заключённого между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан 10 декабря 1994 г, предусмотрено, что за гражданами Российской Федерации, проживающими на комплексе " "адрес"", сохраняются их конституционные права.
Согласно п. 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Статья 37 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьями 146 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 423 ТК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.
На основании пункта 4 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Оплата труда гражданского персонала организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе военных комиссариатов, установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации".
Пунктом 11 приложения N 2 к указанному приказу Министра обороны Российской Федерации установлено, что к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего СССР, действующими на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приложению).
Из изложенного следует, что действующая система оплаты труда гражданского персонала организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военных комиссариатов, предусматривает возможность применения к заработной плате гражданского персонала таких организаций районных коэффициентов, установленных актами государственных органов Союза ССР. При этом действующий нормативный акт Союза ССР, установивший районный коэффициент, не требует обязательного подтверждения актом государственного органа Российской Федерации.
Распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс установлен районный коэффициент 1, 4 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске (в настоящее время - г. "адрес").
То обстоятельство, что этим нормативным правовым актом установлен районный коэффициент не на территории Российской Федерации, не свидетельствует о невозможности его применения к гражданам Российской Федерации, которые в силу международных соглашений исполняют трудовые обязанности на территории комплекса " "адрес"".
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" установлено, что Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 г. в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
В рамках обеспечения реализации положений ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Согласно п. 826 названного Перечня в него отнесены нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 г. N 957) пункт 826 приведённого Перечня в части актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР действует до 1 сентября 2025 г.
Таким образом, распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс, которое установило районный коэффициент 1, 4 для г. "данные изъяты" (в настоящее время - г. "адрес"), на момент рассмотрения спорных отношений действовало и продолжает действовать до 1 сентября 2025 г.
По делу установлено, что Купцова работает в Военном комиссариате г. "адрес" в должности "данные изъяты" по трудовому договору, заключённому истцом с Военным комиссариатом г. "адрес" 22 ноября 2021 г.
Заработная плата в период с 22 ноября 2021 г. по 1 августа 2022 г. Купцовой производилась Военным комиссариатом г. "адрес" без учёта районного коэффициента 1, 4, установленного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о праве "данные изъяты" на получение районного коэффициента 1, 4 к заработной плате, в связи с чем правомерно возложил на Военный комиссариат г. "адрес" обязанность по производству спорной выплаты за период с 22 ноября 2021 г. по 1 августа 2022 г.
Утверждение начальника УФО в апелляционной жалобе об отсутствии у "данные изъяты" права на получение районного коэффициента 1, 4 к заработной плате ввиду получения ею заработной платы с учётом повышения должностного оклада на 50 %, компенсационных выплат к должностном окладу за работу в районе экологического кризиса в размере 30 % должностного оклада, за обеспечение космических программ 50 % должностного оклада, является беспредметным, поскольку спорная выплата имеет иную правовую природу и не заменяет указанные дополнительные выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции имелись основания для применения положений ч. 2 ст. 392 ТК РФ и отказа военному прокурору в удовлетворении иска о взыскании с ответчика в пользу Купцовой спорных денежных средств за сентябрь 2021 года ввиду пропуска срока обращения в суд, являются несостоятельными, поскольку военный прокурор просил обязать Военный комиссариат г. "адрес" произвести истцу доплату к выплаченной заработной плате за период с 22 ноября 2021 г, то есть даты заключения трудового договора, по 1 августа 2022 г.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого судебного постановления и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение N гарнизонного военного суда от 28 декабря 2022 г. по иску военного прокурора "данные изъяты" военной прокуратуры гарнизона "данные изъяты", поданному в защиту прав и законных интересов Купцовой Людмилы Анатольевны, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя ответчика Бондаревой О.О. и начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" Колесниковой Е.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.