N 16-1312/2023
г. Санкт-Петербург 9 марта 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу главы Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области ФИО5 Т.Д. на вступившие в законную силу постановление судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 5 апреля 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 23 мая 2022 года в отношении администрации Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 5 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Вологодского областного суда от 23 мая 2022 года, администрация Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, глава Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области ФИО5 Т.Д. выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, считает их незаконными, ставит вопрос об их отмене.
Изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и копии судебных актов, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 6.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пунктами 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно пункта 17 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Как установлено судебными инстанциями, 15 февраля 2022 года должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области выявлены допущенные администрацией Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области нарушения обязательных требований статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, а также пунктов 3 и 17 СанПиН 2.1.3684-21:
- на контейнерных площадках для накопления твердых коммунальных отходов у жилых домов N 19 и N 22 и здания N 18 по ул. Гагарина в п. Суда Череповецкого района Вологодской области отсутствуют ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (контейнеры размещены у края проезжей части ул. Гагарина в п. Суда);
- допущен сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами (захламление территории мусором между домами N 22 и N 24 по ул. Гагарина в п. Суда).
4 марта 2022 года должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области установлено, что в д. Малое Ново и д. Владимировка Судского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области отсутствуют контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов:
- отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения послужили основанием для составления в отношении администрации Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, и привлечения её постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласился судья вышестоящей судебной инстанции, к административной ответственности.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о наличии в деянии администрации Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым дана надлежащая оценка, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают. Оснований сомневаться в допустимости, достоверности и достаточности представленных по делу доказательств у суда не имелось.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
В целом доводы, изложенные в жалобе, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они были предметом проверки и оценки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не опровергают наличие в деянии администрации Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области объективной стороны состава административного правонарушения, за которое она привлечена к ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно его рассмотреть.
Оценив фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, и доказанности вины администрации Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области в совершении данного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае администрация Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от неё меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В данном случае не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде ввиду ненадлежащего исполнения администрацией сельского поселения публично-правовых обязанностей, возложенных на неё требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления.
Оснований, позволяющих признать совершенное администрацией Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области административное правонарушение малозначительным и освободить ее от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ также не имеется, поскольку не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.
Административное наказание назначено ниже низшего размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда с доводами, аналогичными, изложенным в рассматриваемой жалобе, судьей областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в судебном решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения администрация Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 5 апреля 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 23 мая 2022 года в отношении администрации Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу главы Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области ФИО5 Т.Д. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.