Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3966/2022 по иску Тимофеева Андрея Александровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Тимофеева А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 14 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тимофеев А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области, просил включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 7 июня 2017 г. по 21 августа 2017 г, с 26 октября 2017 г. по 17 декабря 2017 г, с 8 февраля 2018 г. по 5 апреля 2018 г, 21 мая 2018 г. по 9 июля 2017 г, с 22 августа 2018 г. по 8 октября 2018 г, с 6 декабря 2018 г. по 24 января 2019 г, с 14 марта 2017 г. по 7 мая 2019 г, с 25 июня 2019 г. по 18 августа 2019 г, с 4 октября 2019 г. по 25 ноября 2019 г, с 28 января 2020 г. по 19 марта 2020 г, с 9 июня 2020 г. по 4 сентября 2020 г, с 13 ноября 2019 г. по 23 января 2021 г, с 20 марта 2021 г. по 25 апреля 2021 г, с 8 июня 2021 г. по 4 августа 2019 г, с 25 сентября 2021 г. по 20 ноября 2021 г, в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 23 мая 2017 г. по 31 декабря 2017 г, с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г, в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с 1 января 2021 г. по 12 января 2022 г, взыскать государственную пошлину в размере 300 руб, расходы по нотариальному оформлению доверенности 2 500 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 14 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 декабря 2022 г, исковые требования Тимофеева А.А. удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность включить в стаж работы Тимофеева А.А. в районах Крайнего Севера периоды работы в ООО "Газпромнефть Шиппинг" с 23 мая 2017 г. по 31 декабря 2017 г. и с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г, с ответчика в пользу Тимофеева А.А. взысканы расходы по нотариальному оформлению доверенности 2 500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Тимофеева А.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении требований о включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы с 1 января 2021 г. по 12 января 2022 г.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судами при рассмотрении дела установлено, что Тимофеев А.А, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования 24 ноября 1999 г, обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии согласно пункту 9 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По результатам рассмотрения заявления в назначении досрочной страховой пенсии по старости решением от 13 января 2022 г. N отказано в связи с отсутствием требуемого специального (плавсостав) стажа, страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Документально подтверждённый стаж работы Тимофеева А.А, учтенный по 31 декабря 2020 г. составил: страховой стаж 24 года 03 месяца 06 дней с учётом льготного исчисления, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера 08 лет 06 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 15 лет; стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности с учётом льготного исчисления 10 лет 11 месяцев 28 дней, при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев.
Из трудовой книжки серия AT-V N, вкладыша в трудовую книжку ВТ-1 N следует, что Тимофеев А.А. с 23 мая 2017 г. по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ООО "Газпромнефть Шиппинг" в качестве матроса 1 класса на танкере "Штурман Щербинин".
Согласно трудовому договору от 29 декабря 2017 г. N 133/17-пс между ООО "Газпромнефть Шипинг" и Тимофеевым А.А. с заключенным к нему в последующем дополнительными соглашениями местом работы работника является структурное подразделение танкер "Штурман Щербинин", и ему установлена процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (80 процентов), районный коэффициент, а также предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня.
Представленная ООО "Газпромнефть Шипинг" справка, уточняющая характер работы, условия труда и подтверждающая постоянную и полную занятость, от 4 июля 2022 г. N подтверждает, что Тимофеев А.А. работает в данной организации с 23 мая 2017 г. по настоящее время в должности матроса 1 класса на танкере "Газпромнефть Мурманск". В период с 23 мая 2017 г. по настоящее время танкер "Газпромнефть Мурманск" выполняет производственную программу в районах Крайнего Севера.
В соответствии со свидетельством о праве собственности на судно от 5 апреля 2017 г. нефтеналивной танкер "Штурман Щербинин" зарегистрирован в морском порту - Большой порт Санкт-Петербург.
Начисление заработной платы Тимофееву А.А. с мая 2017 г. по декабрь 2021 г. с применением районного коэффициента и процентной надбавки в районах Крайнего Севера подтверждено расчётными листками.
Согласно справке, уточняющей характер работы, условия труда от 22 ноября 2022 г. N, Тимофеев А.А. работает в ООО "Газпромнефть Шипинг" с 23 мая 2018 г. по настоящее время полный рабочий день в должности матроса 1 класса на танкере "Штурман Щербинин". За указанный период исключаемые периоды (учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы) отсутствуют. В период с 23 мая 2017 г. по 23 ноября 2021 г. танкер "Штурман Щербинин" выполнял производственную программу на территории морского порта Мурманск.
Из выписки из судовых журналов танкера "Штурман Щербинин" и сведений ФГБУ "АМП Западной Арктики" от 18 ноября 2022 г. N следует, что истец в период осуществления трудовой деятельности в ООО "Газпромнефть Шипинг" в должности матроса 1 класса работал в районах плавания - Баренцево, Карское моря.
По данным индивидуального персонифицированного учёта спорные периоды работы Тимофеева А.А. в ООО "Газпромнефть Шипинг" отражены без указания кода льготных условий труда.
Согласно сообщению ООО "Газпромнефть Шипинг" от 28 ноября 2022 г. исх. N в отношении Тимофеева А.А. уплата дополнительных взносов в связи с его работой в должности плавсостава не производилась, поскольку размер такого взноса зависит от результатов специальной оценки условий труда. Рабочее место матроса 1 класса на танкере "Штурман Щербинин" по результатам специальной оценки условий труда признано местом с допустимыми условиями (класс условий труда 2), страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты, производимые в пользу Тимофеева А.А, не начислялись. В период с 25 мая 2017 г. по 31 августа 2022 г. трудовая функция и рабочее место матроса 1 класса Тимофеева А.А. не менялись.
По результатам проведённой ООО "Газпромнефть Шипинг" специальной оценки условий труда в 2022 году установлен класс условий труда по должности матроса 1 класса на танкере "Штурман Щербинин" 3.1 (вредные условия труда), что подтверждено картой специальной оценки условий труда N 127.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации, статьёй 8, частью 8 статьи 13, пунктом 9 части 1 статьи 30, пунктом 6 части 1 статьи 32, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, статьёй 8, пунктом 5 части 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", установив, что в период с 23 мая 2017 г. по настоящее время танкер "Штурман Щербинин" осуществляет производственную программу в районах Крайнего Севера, принимая во внимание, что указанный танкер является местом работы истца, матроса 1 класса, согласно трудовому договору и дополнительным соглашениям к нему, исходил из возможности включения периодов трудовой деятельности членов экипажей морских судов, фактически осуществлявшейся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствующий вид страхового стажа, вне зависимости от порта приписки судна, целью которой является обеспечение правовой определённости отношений по поводу таких судов как объектов гражданских прав согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж периодов работы в должности матроса 1 класса, суд первой инстанции исходил из отсутствия документального подтверждения трудовой деятельности на судах морского флота, пришёл к выводу, что в спорные периоды времени рабочее место истца по результатам специальной оценки условий труда являлось местом с допустимыми условиями труда.
Отказывая в удовлетворении включения в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 1 января 2021 г. по 12 января 2022 г, суд первой инстанции, указав, что работодатель, считая, что для отнесения периодов работы к специальному стажу (плавсостав) необходимо признание специальной оценкой условий труда рабочего места матроса 1 класса на танкере "Штурман Щербинин" к вредным или опасным условиям, сведения о страховом стаже Тимофеева А.А. передавал без указания кода особых условий труда.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, указав, что работодатель не представил в пенсионный орган информацию о трудовой деятельности Тимофеева А.А, а именно не указал код особых условий труда, дающий право на досрочную пенсию, (27-9 - работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) и, как следствие, не определилспорный период работы истца, как льготный.
В настоящее время ООО "Газпромнефть Шипинг" не ликвидировано и является действующей организацией, в связи с чем истец не лишен возможности обратиться в суд, в том числе с требованием о возложении на работодателя обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учёта по спорным периодам работы по коду льгот с указанием плавсостава и предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, проверяя судебные постановления только в обжалуемой части, полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
До введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и самого Федерального закона "О специальной оценке условий труда" действовал механизм, позволяющий определять категории членов экипажей морских судов при соблюдении условия о наличии страхового (до 1 января 2002 г. - трудового) стажа определённой продолжительности, которые приобретали право на досрочное назначение пенсии по старости в рамках системы обязательного пенсионного страхования с учётом уплаты за указанных лиц в общем порядке страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С введением в действие названных законов данный правовой механизм изменён. На работодателей возложена обязанность по уплате за период с 1 января 2013 года страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ), а с 1 января 2017 года - статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. Условия назначения пенсии по старости применяются, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведённой в порядке, действовавшем до дня вступления в силу того же Федерального закона (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в действующей редакции, введённой Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ, часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Следовательно, начиная с 1 января 2013 года для зачёта членам экипажей морских судов страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение трудовой, а с 1 января 2015 года - страховой пенсии по старости (в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года - пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), наряду с подтверждением занятия должности, предусмотренной соответствующим Списком, необходимо подтвердить начисление и уплату работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу. При этом до проведения специальной оценки условий труда класс (подкласс) вредных и (или) опасных условий труда не устанавливался, а страховые взносы уплачивались по единому тарифу: в 2013 году - 2 процента, в 2014 году - 4 процента, в 2015 году и последующие годы - 6 процентов. После проведения работодателем такой оценки для указанных работников условия труда на их рабочих местах должны отвечать классу (подклассу) вредных и (или) опасных, а работодатель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, соответствующему установленному классу (подклассу) (от 2 до 8 процентов).
Уплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу - одно из условий для включения периодов такой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, а проведение специальной оценки условий труда, по результатам которой на конкретном рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные условия труда и определен их класс (подкласс), является в системе действующего регулирования необходимой предпосылкой такой уплаты.
Введение в системе обязательного пенсионного страхования особых правил обусловлено не только отнесением занятости на этих работах к особым условиям труда, предполагающим дополнительные социальные гарантии, но и необходимостью сформировать финансовую базу для осуществления страховщиком, Пенсионным фондом Российской Федерации, выплат застрахованным обязательного страхового обеспечения при наступлении страховых случаев.
Как следует из статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", именно страховые взносы, в частности взносы по дополнительному тарифу за лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выступают материальной гарантией предоставления застрахованным надлежащего страхового обеспечения. Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации направлены на реализацию таких принципов социального страхования, как устойчивость и автономность финансовой системы, государственная гарантированность соблюдения прав застрахованных на защиту от социальных рисков и исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию, а равно принципа солидарности, в том числе применительно к бремени установленных законом расходов на обязательное пенсионное страхование. Подобное регулирование также призвано обеспечивать нормальное функционирование соответствующего финансового механизма и в конечном счете - выплату застрахованным пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
Следовательно, применительно к рассматриваемым судом спорным правоотношениям с учётом заявленного истцом периода и характера работы не начисление и не уплата работодателем страховых взносов препятствует ему в реализации права на досрочное назначение пенсии.
Доводы кассационной жалобы о том, что неуплата работодателем дополнительных страховых взносов и проставление кода без указания льготных условий труда в отсутствие изменения трудовой функции истца, состоявшего в штате экипажа танкера, относящегося к категории судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, не должны препятствовать реализации права на пенсионное обеспечение, основаны на неправильном применении указанных выше норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 14 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тимофеева Андрея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.