Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Лепской К.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Псковского городского суда Псковской области от 19 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 8 ноября 2022 г. по гражданскому делу N 2-977/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области о включении в общий трудовой и страховой стаж периодов работы для назначения страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО5, объяснения истца ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области, указав, что на её обращение от 20.01.2021 г. решением пенсионного органа от 14.05.2021 г. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по стрости, в который не включены периоды:
- работы с 30.05.1083 г. по 01.12.1992 г. в Вильнюсском доме моделей;
- страховой стаж, полученный на территории Литовской Республики с 01.12.1991 г. по 15.09.2018 г, согласно справке о страховом стаже на территории Литовской Республики, выданной Вильнюсским отделом Управления фонда государственного страхования Литовской Республики от 24.09.2021 N
Ссылаясь на ст.5 Соглашения о пенсионном обеспечении, заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики от 29.06.1999 г, истец просила включить указанные периоды в общий трудовой и страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 19 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским Псковского городского суда Псковской области от 19 июля 2022 г, исковые требования удовлетворены частично.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области обязано включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, период работы в Вильнюсском доме моделей с 30.05.1983 г. по 01.12.1991 г, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, правил оценки доказательств. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе и являющееся позицией по делу.
В суде кассационной инстанции истец ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет", в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участника процесса, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Судами установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 20.01.2021 г, от 14.05.2021 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, который составил 5 лет 7 месяцев 15 дней, ИПК - 7, 025.
В рамках рассмотрения заявления ответчиком установлено, что истец достигла возраста 55 лет в 2016 году.
В соответствии Федеральным законом N 400-ФЗ для назначения страховой пенсии по старости в 2016 году требовалось наличие не менее 7 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 9.
23.04.2021 г. на запросы Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации поступили справки о стаже и заработной плате истца за периоды работы с 1979 по 1983 гг, с 1983 по 1990 гг, от 25.02.2021 г. N, от 30.03.2021 г. N (2.5.1.9- ADI9), изготовленные на литовском языке.
ДД.ММ.ГГГГ из Отдела заграничных выплат Вильнюсского отдела Управления фонда социального страхования Литовской Республики в Отделение поступила справка о страховом стаже от ДД.ММ.ГГГГ N (10.48) DV_S-86352.
16.04.2022 г. через Единый портал государственных услуг ФИО1 предоставила в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации переведенные с литовского языка па русский копии свидетельства о рождении и трудовой книжки.
С учетом представленных документов, 19.10.2021 г. ФИО1 назначена страховая пенсия с применением Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.1999 г, а именно истцу с 20.01.2021г. установлена страховая пенсия по старости в размере 8245, 30 руб, с учетом того, что она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16.12.2020 г.
Истец, не согласившись с установленным ответчиком страховым стажем, обратилась с иском о включении в стаж трудовой деятельности периодов работы в Вильнюсском доме моделей с 30.05.1083 г. по 01.12.1992 г. и страхового стажа, полученного на территории Литовской Республики с 01.12.1991 г. по 15.09.2018 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции включил в страховой стаж истца период работы в Вильнюсском доме моделей, так как он подтвержден справками архивного отдела Администрации самоуправления города Вильнюса от 19.03.2021 г. N); от 30.03.2021 г. N N
Решение в данной части сторонами не оспаривалось.
Отказывая в удовлетворении иска в части включения в страховой стаж периода трудовой деятельности с 01.12.1991 г. по 15.09.2018 г, суд первой инстанции указал, что данный период принят ответчиком при определении права истца на назначение страховой пенсии по старости, но он не включен для конвертации пенсионных прав.
Требование о принятии к зачету для конвертации пенсионных прав сведений о рабочем стаже, полученных доходах, отраженных в справках от 22.03.2021 г. и от 30.03.2021 г, выданных архивным отделом Администрации самоуправления города Вильнюса, истец не заявляла.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ (далее Федеральный закон 400-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в пенсионный Фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в пенсионный Фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона N400 -ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Литовской Республики, осуществляется с применением Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.1999 г, далее (далее - Соглашение).
Согласно положениям Соглашения пенсионное обеспечение лиц осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают, при этом под трудовым (страховым) стажем понимается продолжительность трудовой и иной деятельности, с учетом которой осуществляется пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства каждой из сторон и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение, а также любые другие периоды, приравненные в соответствии с законодательством государств сторон к страховому (трудовому) стажу. При назначении пенсий в соответствии со статьей 5 Соглашения от 29.06.1999 г. принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу указанного Соглашения.
При назначении пенсий в соответствии с настоящим Соглашением их размер исчисляется в порядке, установленном законодательством соответствующего государства (Ст. 6 Соглашения).
Согласно позиции Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, изложенной в Информационном письме N722-16/06-25/4203 от 29.03.2002 г, страховой стаж (стаж на соответствующих видах работ), приобретенный на территории Литвы до 01.12.1991г. учитывается при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации лицам, подпадающим под действие Соглашения от 29.06.1999г. Учет производится по нормам законодательства Российской Федерации. Стаж, приобретенный там же после 01.12.1991 г, учитывается на основании справки о страховом стаже, представляемой Литовской Стороной, а именно Управлением фонда государственного социального страхования Литовской Республики.
Данное требование содержится в законе Литовской республики "О пенсиях социального страхования" и отражено в справке Отдела заграничных выплат Вильнюсского отдела Управления фонда социального страхования Литовской Республики о страховом стаже от 24.09.2021г. N (10.48) DV_S-86352).
Согласно п.7 Распоряжения для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения от 29 нюня 1999 г, принимается во внимание страховой (трудовой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.
Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.
Между тем, на основании представленных истцом документов в страховой стаж включены периоды:
период работы с 12.10.1978 по 05.07.1979 в Строительном управлении N 2 треста " Караганда промстрой ";
период работы с 10.12.1979 по 30.04.1983 в Вильнюсской таможне;
период ухода за ребенком до полутора лет (ребенок N года рождения);
периоды работы с 1992 г. по 2018 г, согласно справке о страховом стаже от 24.09.2021 N N, поступившей в органы ПФР 04.10.2021 из Отдела заграничных выплат Вильнюсского отдела Управления фонда социального страхования Литовской Республики.
Страховой стаж составил 22 года 01 месяц 08 дней, пенсия исчислена из продолжительности общего страхового (трудового) стажа 08 лет 04 месяца 07 дней на 01.01.2002г.
На основании указанных документов ФИО1 с 20.01.2021г. назначена страховая пенсия по старости в размере 8245 руб. 30 коп, в том числе фиксированная выплата 6044 руб. 48 коп. (22, 262 количество ИПК * 98, 86 стоимость одного ИПК + 6044, 48 фиксированная выплата = 8245, 30).
Пенсия ФИО1 назначалась органами ПФР на основании документов, подтверждающих периоды работы, поскольку она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16.12.2020 г.
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 статьи 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (далее 173-ФЗ), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно п.13. Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004г N99-р при исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам - участникам Соглашения от 29.06.1999 г. учитывается среднемесячный заработок в рублях (СССР или Российской Федерации) в порядке, предусмотренном п.2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 январи 2002 года.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях" N 173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии учитывается стаж, имевшийся у пенсионера до 01 января 2002 года, после указанной даты на сумму пенсии влияют страховые взносы, начисленные для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поступления страховых взносов с 01.01.2002 г. в отношении ФИО4 не производилось, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица, в связи с чем спорный период правомерно не учтен пенсионным органом для определения размера пенсии.
Кроме того, Закон N173-ФЗ не предусматривает возможности исчисления трудовой пенсии из среднемесячного заработка за периоды после 1 января 2002 г.
Согласно пп.3 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лег в общей сложности.
Согласно справки Отдела заграничных выплат Вильнюсского отдела Управления фонда социального страхования Литовской Республики о страховом стаже от 24.09.2021 г. N истица находилась в отпуске по уходу за ребенком с 01.12.1991г. по 07.12.1992г, а 08.12.1992г. приступила к трудовой деятельности.
Период отпуска по уходу за ребенком включен в стаж для конвертации пенсионных прав с 25.08.1989 г. по 25.02.1991 г. (1 год 6 месяцев) как наиболее выгодный вариант при назначении пенсии с заменой периода работы не страховым периодом (переведены в баллы), поэтому период с 01.12.1991г. по 07.12.1992г. правомерно не включен в страховой стаж.
Согласно положениям Соглашения пенсионное обеспечение лиц осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают, при этом под трудовым (страховым) стажем понимается продолжительность трудовой и иной деятельности, с учетом которой осуществляется пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение, а также любые другие периоды, приравненные в соответствии с законодательством государств Сторон к страховому (трудовому) стажу. При назначении пенсий в соответствии со статьей 5 Соглашения от 29.06.1999 г. принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу указанного
При назначении пенсий в соответствии с настоящим Соглашением их размер исчисляется в порядке, установленном законодательством соответствующего государства (ст.6 Соглашения).
Согласно позиции Министерства социальной защиты населения Российской Федераций изложенной в Информационном письме N 722-16/06-25/4203 от 29.03.2002 г. страховой стаж (стаж на соответствующих видах работ), приобретенный на территории Литвы до 01.12.1991г. учитывается при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации лицам, подпадающим под действие Соглашения от 29.06.1999г. Исчисление данного страхового (трудового) стажа производится по нормам законодательства Российской Федерации.
Стаж, приобретенный там же после 01.12.199 г, учитывается на основании справки о страховом стаже, представляемой Литовской Стороной, а именно Управлением фонда государственного социального страхования Литовской Республики. При назначении пенсии на территории Российской Федерации исчисление размера пенсии (конвертация пенсионных прав) производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом законодательство, действующее по состоянию на день, в который органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, выносится решение о назначении трудовой пенсии и по состоянию на 01.01.2022 г. (при осуществлении конвертации пенсионных прав).
В соответствии со статьей 29.1 Федерального Закона РФ N173-Ф3 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в расчет пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которого исчисляется размер страховой пенсии, включается сумма страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 г.
Периоды страхового стажа, указанные в справке Управления фонда государственного социального страхования Литовской республики о страховом стаже N за период с 01.01.2002 года учтены для определения права в полном объеме, в расчет не включены из-за отсутствия страховых взносов в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Таким образом, доводы истца правомерно не приняты судами во внимание, в связи с чем правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности включить период работы с 01.01.2002 г. по 15.09.2018 г. для конвертации пенсионных прав не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанции разрешив спор вышеуказанным образом, правомерно учли положения действующего законодательства и постановили указанные судебные постановления отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Псковского городского суда Псковской области от 19 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 8 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.