Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником Виноградовой секретарем Кулиевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордей Н, А. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании нормативного правового акта частично недействующим, по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области", апелляционному представлению прокурора Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 18 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО3 заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года N 3070-р, размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 29 декабря 2020 года на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области "данные изъяты", утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее также - Перечень на 2021 год).
В пункт N Перечня на 2021 год включено нежилое помещение с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: "адрес"
Гордей Н.А, обратилась в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня на 2021 год, указав в обоснование требований, что являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N; оснований для его включения в Перечень не имеется, поскольку объект был занят под торговую деятельность лишь на 15, 8%; действующее законодательство запрещает административному ответчику вносить объект недвижимости в Перечень, если используемая площадь не превышает 20% от общей площади объекта.
Решением Оренбургского областного суда от 18 ноября 2022 года административные исковые требования Гордей Н.А. удовлетворены; признан недействующим с момента принятия пункт N Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года N3070-р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год"; с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу Гордей Н.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее также - Министерство) просит решение Оренбургского суда от 18 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный ответчик указал, что обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным ввиду неправильного применения норм материального права. Министерством в ходе мероприятий по определению вида фактического использования объекта установлено, что вся площадь спорного объекта используется предпринимателем под торговлю и размещение административных помещений, что послужило основанием для его включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что подтверждается актом о фактическом использовании здания от 06.11.2020 N44-753, а также сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и документами технического учета, согласно которым спорный объект по наименованию и назначению соответствует требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, спорный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В.
Определением Оренбургского областного суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" (далее также - ГБУ "Центр ГКО Оренбургской области", бюджетное учреждение, заинтересованное лицо).
В апелляционной жалобе ГБУ "Центр ГКО Оренбургской области" просит решение Оренбургского областного суда от 18 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованным лицом указано, что одним из оснований для включения спорного объекта в Перечень является разрешенное использование земельного участка, на котором расположено здание - "земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В"; кроме того, в отношении спорного здания проводились мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них для целей налогообложения, с уведомлением административного истца; осмотр состоялся ДД.ММ.ГГГГ. при участии представителя собственника; при этом никакой технической документации и договоров аренды не было предоставлено; комиссией было установлено, что торговые помещения занимают 1367, 5 кв.м. (39, 72% от общей площади помещения), по офисные - 582, 6 кв.м. (16, 92% от общей площади здания), о чем составлен Акт N от ДД.ММ.ГГГГ По мнению бюджетного учреждения, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда материалам дела.
Прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, принесено апелляционное представление, в котором просит решение Оренбургского областного суда от 18 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционного представления указано, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, исходил из того, что спорное здание не подлежало включению в Перечень на 2021 год, исходя из критерия фактического использования помещений для размещения офисных зданий и торговли; при этом судом не учтено, что согласно техническому паспорту, составленному ФГУП "Ростехнвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 14.12.2012 на торгово-административное помещение N1 по адресу: "адрес" объект недвижимости имеет наименование - торгово-административное помещение, общую площадь - 3442, 5 кв.м, из которой к основной торговой отнесено 3399, 9 кв.м, вспомогательной торговой - 42, 6 кв.м, соответственно площадь помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, значительно превышает 20% общей площади здания, в связи с чем в силу пп.2 п.4 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимости с кадастровым номером N признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов и соответствующим критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ, на момент утверждения Перечня на 2021 год, оснований для удовлетворения требований Гордей Н.А. не имеется. При таких обстоятельствах решения является незаконным, основанным на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подлежит отмене с принятием по данному административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Административным истцом представлен отзыв на апелляционные жалобы и апелляционное представление.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО6 участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.А. апелляционное представление поддержала, в заключении полагала необходимым решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления Гордей Н.А. отказать в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе к ним отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В соответствии с пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 ст. 378.2 НК РФ).
Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N613/70-III-ОЗ (в редакции от 29 июня 2020 года) "О налоге на имущество организаций" налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и является обязательным к уплате на территории Оренбургской области.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N613/70-III-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Из анализа приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами регионального законодательства следует, что распоряжение Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года N 3070-р, являющееся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принято в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
По смыслу вышеуказанных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такой объект недвижимости, который отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, Гордей Н.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером N по адресу: "адрес" торгово-административное помещение N, имеющее на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта следующие характеристики: площадь - 3 442, 5 кв.м. кв.м, назначение - "нежилое", наименование - "торгово-административное помещение".
Из выписок из ЕГРН, а также сведений, представленных филиалом ППК "Роскадастр" по Оренбургской области, следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N входит в состав здания с кадастровым номером N, имеющего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта следующие характеристики: площадь - 2531, 5 кв.м. кв.м, назначение - "нежилое", наименование - "нежилое здание", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что спорное здание не подлежало включению в Перечень на 2021 год, исходя из критерия фактического использования помещений для размещения офисных зданий и торговли.
С выводом суда первой инстанции о том, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N не подлежало включению в Перечень на 2021 год судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Вывод суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В", на котором расположено здание с кадастровым номером N, включающее в состав принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером N, не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, судебная коллегия находит ошибочным, поскольку указанный вид разрешенного использования земельного участка прямо предусматривает размещение как единственно возможного объекта торговли.
Следовательно, здание с кадастровым номером N соответствовало подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, что является основанием для включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, как данного здания, так и расположенных в нем помещений.
Из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически использоваться в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком представлен акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения N от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что торговые помещения занимают 1367, 5 кв.м. (39, 72% от общей площади помещения), по офисные - 582, 6 кв.м. (16, 92% от общей площади здания).
Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечни спорного объекта по его фактическому использованию как административно-делового либо торгового центра является правомерным при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Представленный Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ не содержат указание на признаки, по которым помещения отнесены к конкретному виду использования; фотографии, приложенные к акту, не имеют привязки к конкретным помещениям, отображают только информационные стенды/вывески.
Принимая во внимание, что представленный в подтверждение фактического использования Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ и фотографии не позволяют определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 НК РФ, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанный Акт и фотографии не могут быть приняты как доказательства, достоверно подтверждающее факт использования на дату осмотра спорного объекта недвижимости для размещения торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и, соответственно, не могут служить доказательством фактического использования спорного объекта недвижимости для размещения офисов, торговли на площади, составляющей более 20% от общей площади здания.
По указанному критерию (фактическое использование) спорный объект недвижимости не подлежал включению в Перечень на 2021 год.
Вместе с тем, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, статья 378.2 НК РФ не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней в качестве оснований для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что основанием включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2021 год явилось, как его фактическое использование, так и соответствие спорного объекта недвижимости критерию предназначения для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) - технический паспортом, составленным Оренбургским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 14.12.2012 г.; кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, также соответствовал критериям ст. 378.2 НК РФ
Согласно техническому паспорту, составленному ФГУП "Ростехнвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 14.12.2012 на торгово-административное помещение N по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет наименование - торгово-административное помещение, общую площадь - 3442, 5 кв.м, из которой к основной торговой отнесено 3399, 9 кв.м, вспомогательной торговой - 42, 6 кв.м.
Из указанного документа технического учета (инвентаризации) следует, что площадь помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, значительно превышает 20% его общей площади (3442, 5 кв.м.).
Из анализа вышеуказанного технического паспорта следует, что на момент утверждения Перечня на 2021 год, в состав объекта недвижимости с кадастровым номером N входили помещения, назначение которых в соответствии со сведениями технической документации, общей площадью более 20% от общей площади спорного объекта, предусматривает размещение торговых объектов, в связи с чем данный объект недвижимости подлежит признанию предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, что также является самостоятельным основанием для его отнесения к объектам, соответствующим критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание, что в силу пп.2 п.2 ст. 378.2 НК РФ помещение с кадастровым номером N признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов и соответствующим критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ, на момент утверждения Перечня на 2021 год, соответственно данный объект недвижимости обоснованно включен в оспариваемый Перечень, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Гордей Н.А. не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является незаконным, основанным на неправильном применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подлежит отмене с принятием по данному административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского областного суда от 18 ноября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Гордей Н.А. о признании недействующим с момента принятия пункт 461 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2020 года N3070-р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.