Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А, при секретаре
Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация "ВАШ ДОМ" к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 декабря 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца Колосова А.М, представителя Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - Стяжкина А.А, представителей Бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" Романченко И.Л, Золотухина М.И, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N507, опубликованном 29 ноября 2018 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522, опубликованном 15 ноября 2019 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 12 ноября 2019 года, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N528, опубликованном 6 ноября 2020 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 7 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N615, опубликованном 11 ноября 2021 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация "ВАШ ДОМ" обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N который включен в пункт 4727 в Перечень на 2019 год, пункт 7128 в Перечень на 2020 год, пункт 6202 в Перечень на 2021 год, пункт 6971 в Перечень на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Административный истец полагает, что принадлежащий ему объект недвижимости с кадастровым номером N на момент включения в Перечни объект недвижимости не отвечал и не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, наименование: "данные изъяты", назначение: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, этаж N1, этаж Nподвал, расположенного по адресу: "адрес", в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы является незаконным, в связи с чем включение помещения в указанные Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в повышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N 507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" в части пункта 4727 Перечня на 2019 год, признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" в части пункта 7128 Перечня на 2020 год, признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" в части пункта 6202 Перечня на 2021 год, признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" в части пункта 6971 Перечня на 2022 год, с момента их принятия.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 декабря 2022 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация "ВАШ ДОМ" удовлетворено.
Признано недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" в части пункта 4727 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, с момента принятия.
Признано недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N522 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" в части пункта 7128 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, с момента принятия.
Признано недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" в части пункта 6202 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, с момента принятия.
Признано недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" в части пункта 6971 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, с момента принятия.
Взыскано с Правительства Удмуртской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация "ВАШ ДОМ" 18 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Правительство Удмуртской Республики указало следующее. Помещение с кадастровым номером N отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в ходе анализа информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", приобщенных к материалам дела договоров аренды, которые продолжали действовать на момент принятия Перечней, акта обследования фактического использования объекта от 18 августа 2020 года, было установлено соответствие помещения использованию в торговых, административно-деловых целях.
Представитель административного истца и прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - Стяжкин А.А, представители Бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" Романченко И.Л, Золотухин М.И, участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель административного истца просил решение Верховного суда Удмуртской Республики от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. полагал необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30 части 2 Налогового кодекса РФ).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 402 названного кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Законом Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" (далее по тексту - Закон Удмуртской Республики N 55-РЗ) на территории республики введен налог на имущество организаций.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2014 года N 65-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" с 01 января 2015 года на территории республики налог на имущество организаций введен исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N507 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N 522 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N528 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N615 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункт 4727 в Перечень на 2019 год, пункт 7128 в Перечень на 2020 год, пункт 6202 в Перечень на 2021 год, пункт 6971 в Перечень на 2022 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", согласно которым Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, пришел к правильному выводу, что постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N507, от 12 ноября 2019 года N 522, от 30 октября 2020 года N528, от 9 ноября 2021 года N615, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец является собственником объект недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, таким образом, является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями Правительства Удмуртской Республики и вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование своих доводов административным истцом в материалы дела представлены Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29 марта 2022 года N N, технический паспорт на помещение по адресу "адрес", по состоянию на 13 декабря 2017 года, технический план помещения от 12 апреля 2017 года, копия договора аренды нежилого помещения N1 от 1 января 2021 года (заключенный с ИП ФИО15 копия договора аренды нежилого помещения N N от 1 января 2021 года (заключенный с ИП ФИО16.), копия договора аренды нежилого помещения от 1 января 2018 года (заключенный с ИП ФИО17 копия договора аренды нежилого помещения от 1 января 2018 года (заключенный с ООО " "данные изъяты""), копия договора аренды нежилого помещения от 1 октября 2016 года (заключенный с ООО " "данные изъяты"").
По данным Единого государственного реестра объект недвижимости с кадастровым номером N, имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью "данные изъяты" кв.м, этаж N1, этаж Nподвал, расположен по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет 28 апреля 2017 года.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29 марта 2022 года N N имеется ограничение и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки: дата государственной регистрации - 28 апреля 2017 года, дата государственной регистрации - 1 ноября 2017 года, а также в виде аренды (в том числе, субаренды): дата государственной регистрации - 21 ноября 2018 (арендатор ООО " "данные изъяты"), дата государственной регистрации - 21 января 2019 года (арендатор ФИО18.), дата государственной регистрации - 9 февраля 2021 года (арендатор ФИО19 дата государственной регистрации - 7 мая 2018 года (арендатор ООО " "данные изъяты"), дата государственной регистрации - 8 февраля 2021 года (арендатор ФИО20 (том N1 л.д.35-38).
В техническом плане на помещение от 12 апреля 2017 года имеется заключение кадастрового инженера, согласно которому:
"Технический план помещения подготовлен для постановки на государственный кадастровый учет помещения на основании проектной документации на нежилое помещение. Помещение образовано в результате объединения помещений с кадастровыми номерами N N, а также перепланировки нежилых помещений, что привело к изменению площадей и нумерации помещений. На основании изменений и расчетов общая площадь вновь образованного нежилого помещения, расположенного в подвале и на 1 этаже, составляет 1915, 3 кв.м.
Внутреннее сообщение между 1-ым этажом и подвалом осуществляется посредством лестничной клетки, расположенной только на 1-ом этаже: помещение 8 и в подвале: помещение 1.
Технический план подготовлен кадастровым инженером ФИО21.".
В проектной документации, имеющейся в техническом плане от 12 апреля 2017 года, имеется экспликация помещений, согласно которой:
Этаж NПодвал: Лестничная клетка площадью 9, 3 кв.м.; Тамбур 1, 7 площадью кв.м.; Склад 199, 4 площадью кв.м.; Венткамера площадью 0, 8 кв.м.; Венткамера площадью 14, 5 кв.м.; Венткамера площадью 59, 36 кв.м.; Бойлерная площадью 28, 7 кв.м.; Склад площадью 440, 7 кв.м. Итого по этажу N подвалу - 754, 46 кв.м. Этаж N1:Тамбур площадью 11, 1 кв.м.; Тамбур площадью 10, 5 кв.м.;Торговый зал площадью 607, 0 кв.м.; Касса площадью 15, 0 кв.м.; Лестничная клетка площадью 7, 2 кв.м.; Коридор площадью 16, 4 кв.м.; Коридор площадью 77, 7 кв.м.; Тамбур площадью 1, 3 кв.м.; Дебаркадер площадью 46, 0 кв.м.; Кабинет площадью 15, 5 кв.м.; Кабинет площадью 13, 1 кв.м.; Кабинет площадью 13, 7 кв.м.; Кабинет площадью 29, 6 кв.м.; Коридор площадью 56, 0 кв.м.; Комната охраны площадью 3, 5 кв.м.; Серверная площадью 3, 4 кв.м.; Склад площадью 24, 4 кв.м.; Комната приема пищи площадью 18, 2 кв.м.; Комната приема пищи площадью 10, 3 кв.м.; Подсобное площадью 29, 1 кв.м.; Подсобное площадью 24, 8 кв.м.; Подсобное площадью 24, 7 кв.м.; Подсобное площадью 16, 5 кв.м.; Раздевалка площадью 11, 7 кв.м.; Кладовая площадью 2, 6 кв.м.;Туалет площадью 5, 9 кв.м.; Коридор площадью 4, 4 кв.м.; Туалет площадью 2, 1 кв.м.; Умывальная площадью 2, 6 кв.м.; Коридор площадью 9, 1 кв.м.; Кабинет площадью 13, 9 кв.м.;Кабинет площадью 9, 0 кв.м.; Кабинет площадью 16, 6 кв.м.; Коридор площадью 3, 4 кв.м.; Коридор площадью 4, 2 кв.м.; Кабинет площадью 10, 6 кв.м.; Кабинет площадью 10, 2 кв.м. Итого по этажу N1 - 1181, 3 кв.м.
Этаж N1:Тамбур площадью 11, 1 кв.м.; Тамбур площадью 10, 5 кв.м.;Холл площадью 29, 00 кв.м.; Автоклавная площадью 16, 0 кв.м.;Торговый зал площадью 93, 3 кв.м.; Холодильник площадью 31, 9 кв.м.; Подсобное помещение площадью 4, 6 кв.м.; Накопитель площадью 5, 9 кв.м.; Кладовая площадью 8, 60 кв.м.; Поливочная площадью 4, 29 кв.м.; Кухня площадью 2, 1 кв.м.; Гардероб площадью 1, 9 кв.м.; Ресепшн площадью 27, 2 кв.м.; Маникюрно-педикюрный кабинет площадью 14, 4 кв.м.; Кабинет эпиляции площадью 5, 0 кв.м.;Комната персонала площадью 4, 3 кв.м.; Солярий площадью 13, 9 кв.м.;Кабинет автозагара площадью 4, 0 кв.м.; ИК-сауна площадью 5, 7 кв.м.; Коллагенарий площадью 6, 3 кв.м.;Туалет площадью 1, 8 кв.м.; Парикмахерский зал площадью 36, 1 кв.м.; Холл площадью 54, 4 кв.м.; Комната приема площадью 13, 3 кв.м.; Лаборатория клиническая площадью 21, 8 кв.м.; Лаборатория ЦРП площадью 20, 3 кв.м.; лаборатория площадью 27, 4 кв.м.; Кабинет площадью 24, 3кв.м.; Коридор площадью 30, 7 кв.м.; Склад площадью 19, 7 кв.м.; Хранение отходов площадью 3, 8 кв.м.; Туалет площадью 2, 8 кв.м.; Санитарная комната площадью 3, 3 кв.м.; Раздевалка для сотрудников площадью 13, 2 кв.м.; Туалет площадью 3, 0 кв.м.; Ординаторская площадью 9, 6 кв.м.; Кабинет врача площадью 13, 9 кв.м.; Кабинет площадью 16, 6 кв.м.; Процедурная площадью 13, 3 кв.м.; Туалет площадью 1, 4 кв.м. Итого по этажу N1 - 620, 59 кв.м.
Также в материалы дела представлен технический паспорт здания по улице "адрес" составленный по состоянию на 21 июня 1996 года, из которого следует, что спорный объект недвижимости имеет литер Пр и имеет площадь "данные изъяты" кв.м, торговые помещения отсутствуют.
Литер Пр этаж N1(дата записи и литера по плану 2017 год): итого по 1 этажу: 900, 6 кв.м, из них: торговый зал 125, 2 кв.м.
При этом помещения с назначением: ИК сауна, маникюрно-педикюрный зал, солярий, парикмахерский зал, коллагенарий, кабинет косметолога имеют общую площадь 72, 5 кв.м.
Литер А этаж N1 (дата записи и литера по плану 2017 год): итого по этажу N1 литер А: 261, 3 кв.м, торговые помещения отсутствуют.
Общая площадь, принадлежащих административному истцу помещений, составляет "данные изъяты" кв.м, из них: 197, 7 кв.м. является торговой (10, 3%), что составляет менее 20 процентов от общей площади помещений.
Представленный административным истцом технический паспорт на помещение по адресу "адрес", по состоянию на 13 декабря 2017 года, а также представленный представителем заинтересованного лица БУ УР "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" технический паспорт нежилого помещения по адресу "адрес", по состоянию на 17 февраля 2017 года, не были приняты судом во внимание на основании положений части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не были признаны допустимыми доказательствами по настоящему административному делу (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2019 года N18-АПА19-71).
Проанализировав представленные в материалы дела документы, в отсутствие представленных административным ответчиком в порядке части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных доказательств того, что на момент принятия Постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N507, Постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N522, постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N528, Постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N615, более чем 20% общей площади помещений в здании использовалось в целях делового, административного или коммерческого назначения, суд пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен рассматриваемый объект недвижимости, не позволяет отнести его к земельным участкам, предназначенным для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а следовательно, спорное здание не отвечает признакам административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на дату принятия оспариваемых Перечней на 2019, 2020, 2021 и 2022 года какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали о том, что спорное нежилое здание является торговым центром (комплексом), административно-деловым центром, поскольку размешено на земельном участке с видом разрешенного использования, которое предусматривает размещение административных и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а так же о том, что его предназначением является размещения офисных объектов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов общей площади здания административный ответчик не располагал.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (т.2 л.д.91-114) земельный участок с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, в пределах которого находится спорное помещение по адресу: "адрес", имеет вид разрешенного использования " "данные изъяты"" -не позволяет с достаточной очевидностью отнести спорный объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из проектной документации к имеющейся в техническом плане от 12 апреля 2017 года, общая площадь объекта недвижимости составляет "данные изъяты" кв.м, что не соответствует площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N, содержащейся в Выписке Единого государственного реестра недвижимости - "данные изъяты" кв.м.
При этом, суд первой инстанции, анализируя расхождение площади в проектной документации, имеющейся в техническом плане от 12 апреля 2017 года, и расхождение в наименовании помещений, указанных в экспликации проектной документации, пришел к выводу, что указанные в проектной документации площади ("данные изъяты" кв.м.), а также наименования помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку проектная документация является лишь этапом возведения планируемого объекта, намерением создать предполагаемый объект и потому не относится к документам технического учета.
Помещения, предусматривающие размещение офисов, в здании отсутствуют, поскольку термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
В данном случае согласно отзыва административного ответчика на административное исковое заявление, исходя из доводов апелляционной жалобы, основанием для включения нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год послужили данные полученные о наименовании нежилого помещения.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорный объект недвижимости не мог быть включен в указанные Перечни только лишь по наименованию объекта права.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости (далее - обследование) (п.2 "Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" утвержденного Постановлением Правительства УР от 14.07.2014 N 270 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Обследование проводится комиссией, в состав которой могут быть включены представители: Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерства экономики Удмуртской Республики; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (по согласованию); администрации муниципального района (городского округа), образованного на территории Удмуртской Республики, на территории которого проводится обследование (по согласованию) (п. 16 названного Положения).
В ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (п. 20 названного Положения).
По результатам обследования, планового обследования в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания проведения обследования, планового обследования составляется акт обследования фактического использования объекта недвижимости по форме, утвержденной Министерством (п. 24 названного Положения).
Из материалов дела следует, что 6 августа 2020 года представителем административного истца получено уведомление о предстоящем обследовании. 18 августа 2020 года БУ УР "ЦКО БТИ" составлен акт обследования фактического пользования объекта недвижимости с кадастровым номером N, согласно которому: "Признать фактическое использование объекта недвижимости с кадастровым номером N, несоответствующим критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основания для включения объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определённого на соответствующий налоговый период отсутствуют, нежилое помещение с кадастровым номером N подлежит исключению из перечня" (том N1 л.д.52-55).
Судом первой инстанции не установлено, что в ходе подготовки проектов: Постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года N507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", Постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года N522 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", Постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" было проведено обследование помещения.
Во исполнение судебного запроса Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике представлены следующие договоры аренды нежилого помещения, заключенные ООО "Ассоциация "ВАШ ДОМ": от 1 декабря 2017 года с ООО " "данные изъяты"", от 1 января 2018 года с ООО " "данные изъяты"", от 1 июня 2018 года с ИП ФИО22, от 1 января 2021 года с ИП ФИО23, от 1 января 2021 года с ИП ФИО24
А также стороной административного истца представлен договор аренды нежилого помещения от 1 октября 2016 года, заключенный между ООО "Ассоциация "ВАШ ДОМ" и ООО " "данные изъяты"
Оценивая представленные договора аренды, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что занимаемые ООО " "данные изъяты"" помещения нельзя признать офисными по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не используются для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением медицинской деятельности ООО " "данные изъяты"".
Используемые ООО " "данные изъяты"" помещения входят в единый комплекс помещений, расположенных в спорном объекте недвижимости, по осуществлению медицинской деятельности, поскольку из договора от 1 января 2018 года, заключенного между ООО "Ассоциация "ВАШ ДОМ" и ООО " "данные изъяты"", следует, что объект будет использоваться арендатором для осуществления медицинской деятельности, организации медицинской лаборатории, осуществления врачебной практики, организации оптовой и розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами (пункт 1.3 Договора). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 7 декабря 2022 года N N следует, что основным видом деятельности ООО "данные изъяты"" является деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД ОК 029-214), дата внесения записи 13 июля 2010 года. 31 октября 2016 года ООО " "данные изъяты"" получена лицензия N N на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра " "данные изъяты"").
Занимаемые помещения ООО " "данные изъяты"" нельзя признать офисными по смыслу положений ст. 378.2 НК РФ, поскольку они не используются для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением медицинской деятельности ООО " "данные изъяты"".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представителем административного истца не оспаривалось фактические использование переданных в аренду ИП ФИО25, ИП ФИО26 ООО " "данные изъяты"" помещений под торговлю. Между тем, их площадь - 266 кв.м.(78 кв.м. + 118, 7 кв.м. + 70 кв.м.) составляет 13, 8% от обшей площади здания.
Довод апелляционной жалобы о том, что по договору аренды от 01 октября 2016 года с ООО " "данные изъяты"" арендуются складские помещения магазина, в связи с чем указанные помещения необходимо отнести в качестве используемых под размещение магазина, является несостоятельным. Согласно условиям договора не следует, что в указанных помещениях будет располагаться объект торговли. Представитель административного истца расширительно толкует положения договора аренды.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, площадь, используемая по договорам аренды с ИП ФИО27 - 118, 7 кв.м. для предоставления парикмахерских услуг, ООО " "данные изъяты"" 78 кв.м. для осуществления розничной торговли цветами, ИП ФИО28 70 кв.м под торговые помещения магазина, а всего составляет менее 20 % от общей площади, соответственно не может подтверждать обоснованность включения спорного объекта недвижимости в Перечни. Иное расширительное толкование положений договоров аренды приведет к дискриминации прав административного истца.
Довод апелляционной жалобы о необходимости выборочной оценки акта обследования и договоров аренды является необоснованным, основан на неверном толковании норм материального права. Предложенный административным ответчиком способ сложения площади, используемой в целях ст. 378.2 НК РФ, установленной в ходе обследования от 18 августа 2020 года, с площадью, частично используемой ООО " "данные изъяты"" по договору аренды, не предусмотрен Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" и иными приведенными ранее нормативными правовыми актами, регулирующими данный вид правоотношений.
Представленным в материал дела договорам аренды помещения, на которые ссылается административный ответчик в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана подробная и надлежащая правовая оценка. Изложенные в апелляционной жалобе представителя административного ответчика доводы основаны на неверном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку выводов суда.
Спорное помещение в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2019, 2020, 2021, 2022 года включению не подлежало.
Поскольку мероприятия по обследованию принадлежащих административному истцу объекта недвижимости с целью определения вида фактического использования и включения в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 года не проводились, объект недвижимости с кадастровым номером N не подлежал включению в указанные Перечни.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Правительство Удмуртской Республики относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в оспариваемые Перечни, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку доказательств проведения административным ответчиком обследования фактического использования спорного помещения в материалы дела не представлено.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.