Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании не действующим в части постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 17 декабря 2021 года N 314-в "О внесении изменений в отдельные постановления Министерства по тарифам Пермского края" по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 29 ноября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - Сусловой Л.Г, представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гилевой Е.П, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2017 года N 402-в "О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Пермский территориальный участок Свердловской дирекции по тепловодоснабжению филиала Центральная дирекция по тепловодоснабжению" (далее - Постановление N 402-в) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "РЖД" Пермского территориального участка Свердловской дирекции по тепловодоснабжению филиала Центральная дирекция по тепловодоснабжению для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации (приложения 1, 2), утверждены производственные программы ОАО "РЖД" Пермского территориального участка Свердловской дирекции по тепловодоснабжению филиала Центральная дирекция по тепловодоснабжению в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2018 - 2022 годы (приложения 3, 4), установлены и введены в действие соответствующие производственным программам тарифы с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно (приложение 5).
Постановление N 402-в опубликовано в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 15 января 2018 года N 2.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 года N 382-в, постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года N 393-в (с изменениями от 17 января 2020 года), от 20 ноября 2020 года N 255-в, от 3 февраля 2021 года N 8-в, от 3 декабря 2021 года N 263-в, от 17 декабря 2021 года N 314-в, опубликованными в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 21 января 2019 года N 2, от 27 января 2020 года N 4, от 30 ноября 2020 года N 48, от 15 февраля 2021 года N 7, от 13 декабря 2021 года N 50, от 27 декабря 2021 года N 52, том 2, в Постановление N 402-в внесены изменения.
В частности, приложением 3 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 17 декабря 2021 года N 314-в "О внесении изменений в отдельные постановления Министерства по тарифам Пермского края" (далее - Постановление N 314-в) приложение 5 к Постановлению N 402-в изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2022 года.
ОАО "РЖД" (в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД") обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия пунктов 1 питьевая вода (Губахинский городской округ, станция Парма, станция Шестаки), 4 питьевая вода (Кишертский муниципальный округ, станция Кишерть, станция Шумково), 5 питьевая вода (город Кунгур, станция Кунгур), 7 питьевая вода (Добрянский городской округ, станция Пальники, станция Дивья, станция Ярино, станция Кухтым, станция Боковая), 9 питьевая вода (город Пермь), 11 питьевая вода (Карагайский муниципальный округ, станция Менделеево), 12 питьевая вода (Пермский муниципальный район, станция Мулянка, поселок Кукуштан), 13 питьевая вода (Александровский муниципальный округ, станция Копи, станция Вильва), 14 питьевая вода (Пермский муниципальный район, станция Сылва, станция Адищево), 15 питьевая вода (Горнозаводский городской округ, станция Европейская, станция Теплая Гора, станция Бисер, станция Койва), 16 питьевая вода (Гремячинский городской округ, станция Маховатня, станция Бассег, станция Усьва, станция Заготовка, станция Расик), 18 техническая вода (Чусовской городской округ, станция Чусовская), 19 питьевая вода (Губахинский городской округ, станция Углеуральская), 21 питьевая вода (город Березники, станция Березники-Сортировочная) приложения 3 к Постановлению N 314-в, возложении на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее - Министерство) обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Таким образом, предметом рассмотрения в рамках настоящего дела являются названные нормы приложения 5 к Постановлению N 402-в (в редакции Постановления N 314-в).
В обоснование заявленных требований ОАО "РЖД" указало на существенное снижение оспариваемыми нормами по сравнению с 2021 годом тарифов на питьевую и техническую воду в результате того, что в нарушение требований действующего законодательства:
по городу Березники (станция Березники-Сортировочная) не учтены расходы на амортизационные отчисления;
по Горнозаводскому городскому округу в составе НВВ на 2022 год не учтены затраты по удельному расходу электроэнергии, принятые в долгосрочном периоде регулирования (2018 - 2022 годы);
по всем вышеуказанным муниципальным образованиям (кроме город Пермь и Губахинский городской округ (станция Углеуральская)) необходимая валовая выручка (далее - НВВ) необоснованно скорректирована в сторону уменьшения по расходам на электроэнергию и налоги за 2020 год;
регулирующим органом не учтено, что состав имущества регулируемой организации, участвующего в водоснабжении, в период с 2017 по 2022 год не менялся, в связи с чем основания для исключения данных финансовых затрат в полном объеме отсутствовали;
нарушены баланс интересов и задачи тарифного регулирования в сфере холодного водоснабжения.
Решением Пермского краевого суда от 29 ноября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемые ОАО "РЖД" нормы, устанавливающие тарифы на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года и с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года, признаны не действующими со дня их принятия, на Министерство возложена обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерство ставит вопрос об отмене решения суда как вынесенного при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права (неправильное истолкование закона) и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство выражает несогласие с выводами суда: о неправомерном исключении из НВВ затрат на приобретение электрической энергии; о неправомерном исключении из НВВ на 2022 года экономически необоснованного дохода прошлого периода регулирования (2020 года); о возможности использования при расчете расходов по статье "Амортизация" документов, предоставленных регулируемой организацией в 2017 году.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства - Суслова Л.Г. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда - отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" - Гилева Е.П. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относится, в том числе, холодное водоснабжение. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на техническую воду.
Как установлено пунктом 24 Основ ценообразования, НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу положений пункта 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере водоснабжения применяется, среди прочих, метод индексации.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
В соответствии с нормами Методических указаний:
к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии) (пункт 84);
при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по приведенной формуле (пункт 85);
величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с главой VI.I настоящих Методических указаний с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 49 настоящих Методических указаний, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, с учетом положений, предусмотренных пунктом 20 настоящих Методических указаний (пункт 88);
расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке. В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (пункт 20);
величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний (пункт 89);
в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 90);
необходимая валовая выручка, определяемая на i-2-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, установленная с применением метода доходности инвестированного капитала (применяется формула 38.1) или метода индексации (применяется формула 38), рассчитывается с учетом пунктов 22 - 23 Основ ценообразования по приведенной формуле. При определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на общий объем воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объем транспортируемой питьевой воды (общий объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (пункт 95).
Из положений пункта 25 Правил регулирования следует, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
При этом орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил регулирования).
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" (Пермский территориальный участок Свердловской дирекции по тепловодоснабжению филиала Центральная дирекция по тепловодоснабжению) осуществляет на территории Пермского края регулируемую деятельность в сфере холодного водоснабжения (питьевая и техническая вода) и водоотведения с применением тарифов, устанавливаемых на долгосрочный период 2018 - 2022 годов методом индексации.
Постановлением N 402-в установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "РЖД" для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации (приложения 1, 2), утверждены производственные программы ОАО "РЖД" на 2018 - 2022 годы (приложения 3, 4), установлены и введены в действие соответствующие производственным программам тарифы с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно (приложение 5).
В рамках проведения ежегодной корректировки установленных тарифов на основании заявления ОАО "РЖД" от 28 апреля 2021 года Министерством открыто дело об установлении (корректировке) тарифов на 2022 год и подготовлены экспертные заключения.
На заседании Правления Министерства, состоявшемся 17 декабря 2021 года, было принято Постановление N 314-в, которым приложение 5 к Постановлению N 402-в изложено в новой редакции, - скорректированы тарифы ОАО "РЖД" в сфере холодного водоснабжения (питьевая и техническая вода) и водоотведения на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года и с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Обращаясь в суд с требованиями о признании Постановления N 314-в недействующим в части корректировки (снижения по сравнению с 2021 годом) тарифов по пунктам: 1 питьевая вода (Губахинский городской округ, станция Парма, станция Шестаки), 4 питьевая вода (Кишертский муниципальный округ, станция Кишерть, станция Шумково), 5 питьевая вода (город Кунгур, станция Кунгур), 7 питьевая вода (Добрянский городской округ, станция Пальники, станция Дивья, станция Ярино, станция Кухтым, станция Боковая), 9 питьевая вода (город Пермь), 11 питьевая вода (Карагайский муниципальный округ, станция Менделеево), 12 питьевая вода (Пермский муниципальный район, станция Мулянка, поселок Кукуштан), 13 питьевая вода (Александровский муниципальный округ, станция Копи, станция Вильва), 14 питьевая вода (Пермский муниципальный район, станция Сылва, станция Адищево), 15 питьевая вода (Горнозаводский городской округ, станция Европейская, станция Теплая Гора, станция Бисер, станция Койва), 16 питьевая вода (Гремячинский городской округ, станция Маховатня, станция Бассег, станция Усьва, станция Заготовка, станция Расик), 18 техническая вода (Чусовской городской округ, станция Чусовская), 19 питьевая вода (Губахинский городской округ, станция Углеуральская), 21 питьевая вода (город Березники, станция Березники-Сортировочная), ОАО "РЖД" указывало на то, что вышеназванные тарифы являются экономически необоснованным (заниженным) ввиду исключения из НВВ на 2022 год плановых расходов на амортизацию, электроэнергию и налоги, а также неподтвержденных, по мнению регулирующего органа, затрат на электроэнергию и налоги за 2020 год.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд проанализировал положения Федерального закона N 416-ФЗ, Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний, исследовал материалы дела и пришел к выводу о том, что расчет НВВ на 2022 год произведен неверно, что Постановления N 314-в не соответствует действующему федеральному законодательству, в связи с чем удовлетворил заявленные административным истцом требования.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Так, исходя из приведенных положений пунктов Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний в их взаимосвязи, судебная коллегия находит верными выводы суда о том, что при определении плановых расходов на приобретение электроэнергии на 2022 год и фактических расходов на указанные цели за 2020 год подлежал учету удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть.
Данный критерий относится к числу показателей энергетической эффективности регулируемой организации и является долгосрочным параметром регулирования, который установлен для ОАО "РЖД" Постановлением N 402-в на весь долгосрочный период регулирования 2018 - 2022 годов и изменению в течение долгосрочного периода не подлежит.
Указанные нормы вопреки выводам суда первой инстанции не исключают обязанности регулируемой организации представлять при установлении (корректировке) тарифов материалы по их обоснованию, включая надлежащее подтверждение расчетных (плановых) и фактических (по итогам истекшего расчетного периода) экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемой электрической энергии, однако не позволяют исключать из НВВ в полном объеме названные расходы, которые с очевидностью необходимы и фактически понесены в рамках осуществления регулируемой деятельности.
Ссылки Министерства на недостаточность представленных ОАО "РЖД" в подтверждение названных расходов обосновывающих материалов повлечь отказ в удовлетворении административного иска не могут.
Обязанность регулируемой организации по представлению вместе с заявлением об установлении (корректировке) тарифов необходимых обосновывающих материалов предусмотрена пунктами 17, 18 Правил регулирования.
Таким образом, по общему правилу регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на нее возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В связи с этим на органе регулирования не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы.
Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств каждого дела, в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность органа регулирования предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, что исходя из принципов соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4 и 6 части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ), а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела орган регулирования при наличии у него сомнений, исходя из представленных документов, в обоснованности заявленных расходов должен был предложить ОАО "РЖД" представить дополнительные материалы. Не сделав этого, исключив их из НВВ в полном объеме (в качестве как плановых значений на 2022 год, так и неподтвержденных фактических значений за 2020 год), Министерство нарушило приведенные положения Федерального закона N 416-ФЗ и Правил регулирования, основные принципы организации экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, а также права и законные интересы административного истца.
В материалы дела представлена переписка по электронной почте между сотрудниками Министерства и ОАО "РЖД" по вопросам представления дополнительных документов, однако вопреки позиции административного ответчика она не свидетельствует о надлежащем исполнении органом регулирования вышеназванной обязанности. Указанная переписка не является официальным запросом Министерства в адрес ОАО "РЖД" о представлении дополнительных обосновывающих материалов, не ответ (ненадлежащий ответ) на который мог повлечь бы для регулируемой организации неблагоприятные последствия в виде не учета в НВВ заявленных расходов. Напротив, она подтверждает намерение представлять и представление в рабочем порядке имеющихся в распоряжении у сотрудника ОАО "РЖД" обосновывающих материалов, недостаточность которых могла явиться основанием для направления Министерством соответствующего официального запроса в адрес ОАО "РЖД" с разъяснением последствий его неисполнения, а не для отказа в учете в НВВ спорных затрат.
По этим же основаниям подлежат отклонению аналогичные доводы административного ответчика об отсутствии в материалах тарифного дела необходимых обосновывающих материалов по налогам (в части как плановых значений на 2022 год, так и неподтвержденных фактических значений за 2020 год) и по расходам на амортизацию.
Приходя к таким выводам, судебная коллегия принимает во внимание, что Министерство с одной стороны включило участвующее в регулируемой деятельности имущество ОАО "РЖД" в количество условных единиц, а с другой стороны не учло в НВВ расходы на его амортизацию и налог на имущество, официально не предложив при этом регулируемой организации представить дополнительные материалы, что в 2017 году общество представило в материалы тарифного дела в отношении указанного имущества правоустанавливающие (правоподтверждающие) документы, техническую документацию и первичные бухгалтерские документы, которые при установлении (корректировке) тарифов на 2018, 2019, 2020, 2021 годы являлись достаточными для учета в НВВ указанных расходов в заявленном размере, что в отсутствие данных об изменении состава имущества, его ремонте, реконструкции, модернизации и переоценке орган регулирования при корректировке тарифов на 2022 год произвольно и по своему усмотрению, без официального извещения регулируемой организации изменил подход к оценке достаточности объема обосновывающих материалов, что с очевидностью законным и обоснованным признано быть не может.
Ссылки в апелляционной жалобе на неисполнимость решения суда (в части выводов суда по налогам и по расходам на амортизацию) не могут быть признаны состоятельными, поскольку материалы, которые необходимы для утверждения экономически обоснованных и документально подтвержденных тарифов и которые при должном подходе Министерства подлежали официальному запросу у регулируемой организации в рамках тарифной кампании до принятия Постановления N 314-в, подлежат запросу, дополнительному анализу и оценке со стороны органа регулирования при принятии заменяющего нормативного правового акта.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что не представление регулируемой организацией официально запрошенных органом регулирования в целях принятия заменяющего нормативного правового акта обосновывающих материалов может повлечь для нее неблагоприятные последствия, которые в рассматриваемой ситуации не наступили исключительно ввиду действий (бездействия) Министерства.
Являются ошибочными выводы суда о доступности Министерству сведений по уплаченным ОАО "РЖД" налогам и амортизации (с разбивкой по конкретным объектам основных средств), поскольку раскрытие такой информации постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" и приказом ФАС России от 13 сентября 2018 года N 1288/18 "Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" не предусмотрено.
Вместе с тем, данные выводы суда по основаниям, указанным ранее, повлечь отмену обжалуемого судебного акта не могут.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда с учетом приведенных выводов судебной коллегии подлежит оставлению без изменения, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 марта 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.