Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В.
при секретаре
ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ООО "Профмет" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1944 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603, с момента принятия, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца Бикбулатова Д.Ф, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
ООО "Профмет" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", ул. "адрес", которое включено в пункт 1944 Перечня на 2022 год.
Административный истец полагает, что данное здание не отвечает требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому его включение в Перечень на 2022 год нарушает права административного истца как собственника помещения и налогоплательщика.
Административный истец просил суд признать недействующим пункт 1944 Перечня на 2022 год с момента принятия.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2022 года административное исковое заявление ООО "Профмет" удовлетворено. Признан недействующим с момента принятия пункт 1944 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603.
С Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО "Профмет" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Сообщение о решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда от 20 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО6, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в заключении полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций, соответственно исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Из положений федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2022 год.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), информации, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Башкортостан, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное в здании с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", ул. "адрес", в котором кроме нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" (назначение "нежилое", наименование "помещение") общей площадью 1 716, 7 кв. м, также расположено нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" (назначение "нежилое", наименование "помещение") общей площадью 234, 2 кв. м. (т.1 л.д.40, 46, 88, 148, 190, 192)
Нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 1 950, 9 кв. м, имеет назначение "нежилое", наименование "производственный цех с теплым переходом", включено в пункт 1944 Перечня на 2022 год.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" расположено на земельных участках:
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 7 508 кв. м, адрес "адрес", ул. "адрес", вид разрешенного использования "под производственную базу N 2"; данный земельный участок арендован административным истцом у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по договору аренды N РБ 43-15 от 21 декабря 2015 года на срок по 26 апреля 2022 года под производственную базу N 2;
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 4 794 кв. м, адрес "адрес", ул. "адрес", вид разрешенного использования "под производственную базу N" (т.1 л.д.138, 143, 145, 192).
Указанные виды разрешенного использования земельных участков "данные изъяты" не предполагают возможность размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов, и не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По данным технического паспорта государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" - Уфимский городской филиал по состоянию на 29 ноября 2011 года отдельно стоящее 4-х этажное нежилое здание с одноэтажными нежилыми строениями, расположенное по адресу: "адрес", ул. "адрес", имеет площадь 3 745, 8 кв. м, состоит из четырех строений:
литер А - лабораторный корпус, этажность 4 этажа, общей площадью 1 726, 7 кв. м;
литер А1 - производственный цех с теплым переходом, этажность 1 этаж, общей площадью 1 950, 9 кв. м;
литер А 2 - компрессорная, этажность 1 этаж, общей площадью 44, 8 кв. м;
литер А 3 - трансформаторная подстанция, этажность 1 этаж, общей площадью 23, 4 кв. м.
Согласно экспликации к указанному техническому паспорту строение литер А1 - производственный цех с теплым переходом, общей площадью 1 950, 9 кв. м, состоит из помещений, имеющих следующее назначение: лаборатория, бытовка, санузел, душевая, коридор, бойлерная, производственное (т.1 л.д.131-137).
Также в материалы дела представлен технический паспорт государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" - Уфимский городской филиал по состоянию на 1 апреля 2010 года на нежилое помещение 1-го этажа производственного цеха с теплым переходом, общей площадью 1 131, 8 кв. м (литер А1), наименование (назначение) нежилое помещение, фактическое использование - производство товаров народного потребления (т.1 л.д.95-100), которое также отражено в экспликации технического паспорта государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" - Уфимский городской филиал по состоянию на 29 ноября 2011 года в качестве производственного помещения той же площади, расположенном в производственном цехе с теплым переходом (литер А1) (т.1 л.д.131-132).
В материалы дела представлен технический план по состоянию на 29 октября 2019 года на нежилое помещение общей площадью 1 716, 7 кв. м, которому в дальнейшем 11 февраля 2020 года присвоен кадастровый N. Согласно указанному техническому плану данное нежилое помещение образовано из помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты", в техническом плане имеется поэтажный план, экспликация отсутствует.
Согласно техническому паспорту, составленному территориальным участком г. Уфы государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" на нежилые помещения 1 этажа одноэтажного нежилого пристроя к 4-му этажному нежилому здания, расположенного по адресу: "адрес", ул. "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данное помещение имеет площадь 234, 2 кв. м, литер А1 - нежилое помещение, его помещения: лаборатория, бытовка, санузел, душевая, бойлерная, коридор. В дальнейшем 10 июля 2017 года указанному помещению присвоен с кадастровый N (т.1 л.д.216-218). Технический план на данное помещение сторонами, а также федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и публично-правовой компанией "Роскадастр" не представлены.
Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН и документах технического учета (инвентаризации) в отношении данного здания назначение, разрешенное использование или наименование помещений не предусматривают размещение в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, Давая оценку представленному административный ответчиком Акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 17 мая 2021 года (т.1 л.д.199-200), суд указал, что по определению фактического использования здания указанный Акт не может быть признан достаточным доказательством, поскольку обследование проведено без доступа в здание, Акт не содержит сведений о площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.
С учетом вида разрешенного использования земельного участка, сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета, и неустановленного надлежащим образом фактического использования здания, суд пришел к правильному выводу, что спорное здание не отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, кроме того, административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представил, в связи с чем указанное здание не подлежало включению в Перечень на 2022 год.
При обращении в суд с иском административный истец оплатил государственную пошлину в размере 4 500 руб, в связи с чем суд на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ взыскал с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Указанные выводы суда являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное здание соответствовало критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень на 2022 год.
Вместе с тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанного здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения указанного помещения в Перечень на 2022 год, не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Ссылки в апелляционной жалобе на Акт обследования фактического использования здания по состоянию на 17 мая 2021 года, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку, как правильно указал суд, данный Акт не может быть признан достаточным доказательством, так как обследование проведено без доступа в здание, Акт не содержит сведений о площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности и площади помещений общего пользования.
В данном Акте указано, что в ходе обследования и согласно выписке ЕГРН установлено, что объект используется под бытовое обслуживание: ООО "Профмет" ОКВЭД 25.50.1 предоставление услуг по ковке, прессованию, штамповке и профилированию листового металла, данный вид деятельности распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р отнесен к бытовым услугам, в связи с чем административный ответчик пришел к выводу, что 87, 9 % площади объекта используется для размещения объекта объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия полагает ссылку административного ответчика в указанном Акте на распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р необоснованной по следующим основаниям.
С 1 января 2017 года вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N-2496-р, которым в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (Приложение N 1) и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (Приложение N 2).
Код видов деятельности 25.50.1 указанного Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, предусматривает услуги по ковке, прессованию, штамповке и профилированию листового металла.
Статья 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в данной статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Вместе с тем исходя из системного толкования глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности, в том числе в сфере бытовых услуг, в случае избрания упрощенной системы налогообложения и патентной системе налогообложения.
Статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2021 года, было предусмотрено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации. Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ "Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам" и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ "Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р".
В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации понятие бытовые услуги применяется в статье 346.20, которая относится к главе 26.2 "Упрощенная система налогообложения", и в статье 346.50, которая отнесена к главе 26.5 "Патентная система налогообложения".
Поэтому ссылка административного ответчика на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р несостоятельна, поскольку названные акты не могут быть применены к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.
При этом глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина "бытовые услуги", использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.
Исходя из системного толкования положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из изложенного объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Вместе с тем сама по себе деятельность по ковке, прессованию, штамповке и профилированию листового металла, не может быть расценена как бытовое обслуживание населения (аналогичная правовая позиция изложена в апелляционных определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2020 года N 5-АПА19-185, от 4 декабря 2019 года N 78-АПА19-71, от 23 октября 2019 года N 5-АПА19-145, от 13 сентября 2019 года N 78-АПА19-20).
Судебная коллегия отмечает, что Акт обследования фактического использования здания с кадастровым номером 02:55:020310:687 по состоянию на 17 мая 2021 года составлен без доступа в здание, соответственно фактическое обследование здания не производилось, обмеры площадей не производились, содержание акта не позволяет определить используемые для размещения объектов бытового обслуживания помещения, их площадь и иную информацию, подтверждающую размещение в указанном здании объектов в установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.
Приложенные к акту фотографии (т.1 л.д.199-200) указателя "Чишминский Профнастил. Производство. 100 м" и распечатки из интернета с рекламой "Чишминский Профнастил" также не подтверждают фактическое использование в указанном здании помещений общей площадью 1 716, 7 кв. м для размещения объектов бытового обслуживания.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.