Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красненко Виктора Николаевича, Ушаковой Тамары Михайловны о признании недействующими в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования по апелляционной жалобе Красненко Виктора Николаевича, Ушаковой Тамары Михайловны на решение Самарского областного суда от 17 ноября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Красновой Н.П, объяснения представителей административного ответчика Думы г.о. Самара ФИО2 заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара ФИО1 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Красненко В.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
-решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" в редакции решения Думы г.о. Самара от 29 апреля 2022 года N 182 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 в части установления в Приложении N 2 к Генеральному плану "Карта функциональных зон г.о. Самара" функциональной зоны "зона лесов" в границах земельного участка, ранее учтенного под кадастровым номером N, расположенного в кадастровом квартале N и имеющего координаты точка "данные изъяты"
- постановление Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правила застройки и землепользования в городе Самаре" в редакции решения Думы г.о. Самары от 29 декабря 2020 года N 45 "О внесении изменений в постановление Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре" в части установления в Приложении N 2 "Карта градостроительного зонирования г.о. Самара" территориальной зоны природных ландшафтов в границах земельного участка ранее учтенного под кадастровым номером N расположенного в кадастровом квартале N и имеющего координаты точка "данные изъяты"
В обоснование требований Красненко В.Н. указал, что с 27.10.2006 по 24.02.2009 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв.м, с видом разрешенного использования - ИЖС, расположенного по адресу: "адрес". В соответствии с архитектурно-планировочным заданием, выданным администрацией г..Самара 15.03.2007 и разрешением на строительство от 28.12.2007, в 2008 году на земельном участке им был построен жилой дом, который поставлен на кадастровый учет, в данный дом он вселился с семьей, где проживает до настоящего времени. Однако впоследствии решением суда от 30.10.2008 участок был истребован из его владения по иску прокурора, в том числе по основанию расположения участка на землях лесного фонда. В основу решения суда легло то обстоятельство, что спорный участок, расположенный в 1-4, 7, 8, 11, 12 кварталах Самарского пригородного лесничества являлся лесным участком, то есть федеральной собственностью. Вместе с тем, в Определении Верховного Суда РФ от 20.01.2009 (дело N 46-В08-19) вывод судов о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: г..Самара, Кировский район, Барбашин овраг, участок б/н, к землям городских лесов, то есть к федеральной собственности, признан необоснованным. Определение ВС РФ вынесено по надзорной жалобе Добровольского О.Л. - владельца земельного участка, расположенного в одном квартале с участком Красненко В.Н. Постановлением 11-го арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 был прекращен раздел в ЕГРН, открытый на лесной участок площадью 809 га, расположенный в 1-4, 7, 8, 11, 12 квартала Самарского пригородного лесничества, поскольку входит в состав населенного пункта г..Самара и разграничение прав собственности на него не произведено. Вместе с тем, решениями суда, вступившими в законную силу, в удовлетворении его иска о признании права собственности на земельный участок и жилой дом ему было отказано.
Однако, решение суда в части истребования земельного участка не исполнено, а жилой дом является единственным жильем для его семьи, регистрация же по другому адресу носит формальный характер.
В 2020 году административный истец обращался в Департамент управления имуществом г.о Самара с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, к главе г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность как многодетной семье, но получил отказ. В выписке из ЕГРН от 05.04.2018 видом разрешенного использования земельного участка было указано "садоводство". Необоснованное изменение зонирования породило правовую неопределенность в отношении земельного участка.
Полагает, что установление в границах вышеуказанного земельного участка оспариваемыми нормативными правовыми актами функциональной зоны "зона лесов" и территориальной зоны "зона природных ландшафтов", в которых запрещено размещение жилых домов, гаражей и хозяйственных построек, лишает его возможности оформить права на земельный участок и жилой дом.
03.12.2020 администрация г.о. Самара отказала в рассмотрении на публичных слушаниях по Правилам застройки и землепользования его предложения о включении земельного участка в территориальную зону Р-5.
Ушакова Т.М. обратилась в суд с административным иском к Думе городского округа Самара, в котором просит признать недействующими указанные выше решения Думы городского округа Самара в части, устанавливающей в Генеральном плане г.о. Самара функциональной зоны "зона лесов", в Правилах застройки и землепользования в г. Самаре - территориальной зоны Р-3 "зона природных ландшафтов" в границах земельного участка с кадастровым номером N
Требования мотивированы тем, что Ушакова Т.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N который был образован в 2019 году из земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - под ИЖС, право собственности на который за ней было ранее признано решением Кировского районного суда г. Самары от 16.10.2018. Первоначально земельный участок был расположен в территориальных зонах Р-4 и Р-5, в функциональной зоне- фактически неподтвержденной жилой застройки. По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары в настоящее время земельный участок расположен в функциональной "зоне лесов" и в территориальной зоне "зона природных ландшафтов (Р-3)", что исключает возможность его использования под индивидуальное жилищное строительство. В рассмотрении на публичных слушаниях ее предложения об изменении территориальной зоны 28.12.2020 администрацией г.о. Самара отказано.
Определением судьи Самарского областного суда от 13 июля 2022 года объединено административное дело (3а-1257/2022) по административному исковому заявлению Ушаковой Т.М. к Думе городского округа Самара о признании недействующими в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования в одном производстве с административным делом N 3а-1212/2022 по административному исковому заявлению Красненко В.Н. к Думе городского округа Самара о признании недействующими в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования для совместного рассмотрения и разрешения.
Административные истцы считают, что территориальная зона Р-3 установлена без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, что не соответствует п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, тогда как земельные участки расположены в зоне массовой индивидуальной жилой застройки. Функциональная зона "зона лесов" также исключает использование участков под ИЖС. Полагают, что при внесении изменений в Генеральный план была нарушена процедура принятия решения, так как в отношении территории, где расположены спорные участки, в нарушение ст.ст. 5.1, 9, 28 ГрК РФ публичные слушания не проводились, что говорит о ненадлежащем информировании потенциальных участников правоотношений о планируемом изменении правового режима земель, нарушении их права на участие в публичных слушаниях по проекту изменений в Генеральный план города. При принятии оспариваемых нормативных актов не обеспечен справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц.
Решением Самарского областного суда от 17 ноября 2022 года в удовлетворении требований Красненко Виктора Николаевича и Ушаковой Тамары Михайловны отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят указанное решение суда от 17 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
Думой городского округа Самара поданы возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просят решение Самарского областного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители административного ответчика Думы г.о Самара ФИО4 и заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара ФИО3 участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения представителей административного ответчика Думы г.о Самара ФИО5 и заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара ФИО6 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
Правила землепользования и застройки, исходя из содержания пункта 8 статьи 1 названного кодекса, является документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Процедура подготовки и принятия генерального плана, правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 24 - 35 ГрК РФ.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Думой городского округа Самара в пределах ее компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с 27.10.2007 по 24.02.2009 Красненко В.Н. на основании договора купли-продажи от 19.10.2006 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 02.11.2006, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав от 09.06.2008.
Распоряжением заместителя главы Кировского района г. Самары от 13.02.2009 N 30 земельному участку присвоен адрес: г. Самара, Кировский район, Барбашин овраг, участок N 73.
Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 03.12.2009, в соответствии с градостроительной документацией, на основании Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, указанный земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков коллективных садов (Р-5).
На данном земельном участке, в соответствии с архитектурно-планировочным заданием от 15.03.2007, согласованным Департаментом строительства и архитектуры г.о Самара, и разрешением на строительство от 28.12.2007, выданным главой городского округа Самара, Красненко В.Н. был возведен жилой дом. Объект жилищного строительства, площадью 407, 5 кв.м, поставлен на кадастровый учет 16.08.2008 с присвоением кадастровой номера N о чем представлена копия кадастрового паспорта.
Решением Кировского районного суда г. Самара от 30.10.2008 удовлетворены исковые требования прокурора Кировского района г. Самары к Красненко В.Н. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, в том числе ввиду его нахождения в границах земель лесного фонда (кварталы 1-4, 7, 8, 11, 12 Самарского пригородного лесничества). Решение вступило в законную силу 24.02.2009.
Земельный участок снят с государственного кадастрового учета 03.09.2020.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 06.12.2018 отменено решение Кировского районного суда г. Самары от 11.09.2018 и постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Красненко В.Н. к администрации городского округа Самара, ТУ Росимущества в Самарской области, министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании права собственности на земельный участок отказано.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 08.06.2020 отказано в удовлетворении иска Красненко В.Н. к администрации г.о. Самара о признании права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N Решение оставлено без изменения апелляционной инстанцией Самарского областного суда 20.08.2020 и вступило в законную силу. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2020 решение суда и апелляционное определение оставлены без изменения. Определением Верховного Суда РФ от 10.03.2021 в передаче кассационной жалобы Красненко В.Н. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ отказано.
Как следует из материалов дела 03.09.2020 Красненко В.Н. обращался в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу предоставления ему в аренду земельного участка по адресу: г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, 3 линия с видом разрешенного использования "садоводство".
Ответом Департамента от 06.11.2020 Красненко В.Н. разъяснен порядок действий в целях предоставления участка. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.12.2020 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказано.
29.03.2021 Красненко В.Н. также обращался в Департамент градостроительства г.о Самара с заявлением об установлении для земельного участка функциональной зоны, позволяющей его использование для индивидуального жилищного строительства. В удовлетворении заявления отказано.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Ушакова Т.М. с 30.05.2019 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для ведения гражданами садоводства и огородничества", расположенного по адресу ориентира: Самарская область, г. Самара, Кировский район, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 28.02.2021, 23.06.2022, который образован путем раздела из земельного участка с кадастровым номером N, на который право собственности Ушаковой Т.М. было признано решением Кировского районного суда г. Самары от 16 октября 2018 года.
Вновь образованный земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет 30 мая 2019 года.
На земельном участке, принадлежащем Ушаковой Т.М. на праве собственности, отсутствуют какие-либо строения, что подтвердил в судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца.
28.03.2021 представитель Ушаковой Т.М. обращался в Департамент градостроительства г.о Самара с заявлением о рассмотрении на публичных слушаниях вопроса о внесении изменений в Генеральный план, позволяющих использовать земельный участок N для индивидуального жилищного строительства.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара в первоначальной редакции от 20.03.2008 земельный участок, принадлежащий Ушаковой Т.М, а также земельный участок, ранее учтенный под кадастровым номером N, были отнесены к функциональной зоне "зона фактического неподтвержденного развития жилой застройки, требующая дополнительного обоснования".
При этом, до внесения оспариваемых изменений в Правила застройки и землепользования, оба земельных участка находились в двух территориальных зонах Р-4 (зона особо охраняемых природных территорий) и Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов).
Вместе с тем, решением Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181 при внесении изменений в Генплан, территория, где расположены земельные участки, была отнесена к функциональной зоне - "зона существующего естественного ландшафта". Решение официально опубликовано в издании "Самарская газета" 18.02.2012 N 29 (486).
Решением Думы г.о. Самары от 5 декабря 2019 года N 477 указанная территория также была отнесена к функциональной зоне существующего естественного ландшафта.
В связи с этим, оспариваемым решением Думы г.о. Самара от 29.12.2020 N 45 положения Правил застройки и землепользования, в результате установления на Карте правового зонирования (Приложение N 2) территориальной зоны Р-3 (зона природных ландшафтов), в том числе в границах названных земельных участков, по существу, были приведены в соответствие с действующим Генеральным планом.
Генеральным планом в редакции решения Думы г.о. Самара от 29.04.2022 N 182, согласно Приложению N 2 "Карта функциональных зон г.о. Самара", земельные участки были отнесены к функциональной зоне - "зона лесов".
Изменение функциональной зоны "существующего естественного ландшафта" на "зону лесов" было обусловлено необходимостью приведения функциональной зоны в соответствие с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 года N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года N 793 (раздел XIV.1).
Таким образом, в связи с внесением оспариваемых изменений в Правила застройки и землепользования и Генеральный план, в настоящее время земельные участки, о которых заявляют административные истцы, расположены в территориальной зоне Р-3 "зона природных ландшафтов" и функциональной зоне - "зона лесов".
Изложенные обстоятельства подтверждены сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара от 12.03.2021, 01.07.2022, а также выкопировками из картографического материала ИСОГД, представленными в материалы дела Департаментом градостроительства г.о. Самара.
Согласно части 11 статьи 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленная Правилами застройки и землепользования территориальная (рекреационная) зона Р-3 - "зона природных ландшафтов", определяющая и зонирование рассматриваемых участков, в полной мере соответствует, установленной Генеральным планом г.о. Самара в границах данной территориальной зоны, функциональной зоне - "зона лесов".
В обоснование административного иска Красненко В.Н. и Ушакова Т.М. ссылаются на то, что при внесении изменений в Генеральный план была нарушена процедура принятия нормативного правового акта, в частности, территория, где расположены упомянутые выше земельные участки, не являлась предметом общественных обсуждений.
Указанные доводы административных истцов суд первой инстанции правомерно счел необоснованными в силу следующего.
В силу части 11 статьи 24 ГрК РФ, при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 5.1 ГрК РФ, процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 ГрК РФ, в редакции закона действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что процедура подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самары проведена в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самары от 15 мая 2020 года N 362 "О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самары, утвержденный Решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 N 539", опубликованным в издании "Самарская газета" N 95 (6532) от 16.05.2020 года. Основанием к внесению изменений указана необходимость актуализации и приведения Генплана в соответствие с действующим законодательством.
Постановлением администрации г.о. Самары от 30.07.2021 N 538 "О создании согласительной комиссии по согласованию проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара" утверждено Положение о согласительной комиссии и ее состав (опубликовано в издании "Самарская газета" от 31.07.2021 N 159 (6884)).
Согласно протоколу N 1 от 27.09.2021 согласительная комиссия приняла решение о согласовании проекта внесения изменения в Генеральный план городского округа Самары.
Проект внесения изменения в Генеральный план и информационные материалы к нему опубликованы в издании "Самарская газета" от 23.11.2021 года N 255(6980).
В соответствии с постановлением администрации городского округа Самара N 821 от 10 ноября 2021 года, опубликованным в "Самарской газете" 13 ноября 2021 года N 247(6972), в период с 13 ноября 2021 года по 16 декабря 2021 года проведены общественные обсуждения по проекту внесения изменения в Генеральный план городского округа Самары.
Как следует из указанного постановления, приложением к нему является оповещение о начале общественных обсуждений; разъяснены место и порядок размещения проекта и информационных материалов к нему для ознакомления жителей, порядок (дата и время) проведения экспозиции проекта и проведения консультаций, срок внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, номера контактных телефонов. Данная информация размещена также на официальном сайте администрации.
В материалы дела представлен протокол общественных обсуждений от 13.12.2021.
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план опубликовано в издании "Самарская газета" 16.12.2021 года N 275 (7000). Заключение было уточнено в целях устранения допущенных по техническим причинам неточностей и уточнение опубликовано в "Самарской газете" 28.12.2021 года N 285(7010). Как следует из заключения, в общественных обсуждениях приняли участие 1820 человек.
По итогам общественных обсуждений принято решение о признании их состоявшимися и направлении Главой городского округа Самары проекта внесения изменений в Генеральный план для рассмотрения Думой.
На основании постановления администрации г.о. Самара от 30.03.2022 N 197 "О направлении в Думу городского округа Самара проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 589", проект внесения изменений в Генеральный план представлен в Думу городского округа Самара на утверждение.
Дума городского округа Самары рассмотрела проект внесения изменений 29 апреля 2022 года и приняла единогласно решение N 182.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административных истцов, что при внесении изменений в Генеральный план была нарушена процедура принятия нормативного правового акта, в частности, что на общественные обсуждения о внесении оспариваемых изменений в Генеральный план не выносился вопрос об изменении функциональной зоны в месте расположения в Кировском районе городского округа Самара земельных участков, указанных административными истцами. Территорией, в пределах которой проводились общественные обсуждения, являлся городской округ Самара.
Принятию Думой городского округа Самара решения от 29.12.2020 N 45 о внесении изменений в Правила застройки и землепользования предшествовало издание администрацией городского округа Самара постановления от 27 августа 2020 года N 690 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61", опубликованного в "Самарской газете" 3 сентября 2020 года N 187(6 624).
Проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте администрации городского округа Самара (https://samadm.ru) в разделе "Официальные опубликования" 03.10.2020.
На основании постановления администрации городского округа Самары от 22 сентября 2020 года N 761 по проекту решения назначены публичные слушания в срок с 3 октября 2020 года по 10 ноября 2020 года. Как видно из постановления, приложением к нему является оповещение о начале публичных слушаний; разъяснены место и порядок размещения проекта и информационных материалов к нему для ознакомления жителей, порядок проведения экспозиции проекта, дата проведения собрания участников публичных слушаний по проекту, контактные телефоны.
Постановление о проведении публичных слушаний с приложениями опубликовано в издании "Самарская газета" 24 сентября 2020 года N 205 (6642).
Публичные слушания состоялись 5 ноября 2020 года, что подтверждается протоколом публичных слушаний.
По результатам публичных слушаний составлено заключение о публичных слушаниях от 6 ноября 2020 года, согласно которому комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара рекомендовано принять решение по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.20001 N 61, с учетом поступивших в ходе публичных слушаний мнений, предложений и замечаний.
Заключение о публичных слушаниях опубликовано в "Самарской газете" от 10 ноября 2020 года N 243 (6680).
Дума городского округа Самары рассмотрела проект внесения изменений 29.12.2020 и приняла единогласно решение N 45.
Постановлением администрации городского округа Самара от 28.12.2020 N 1024 отклонено предложение Ушаковой Т.М. о рассмотрении на публичных слушаниях (общественных обсуждениях) в отношении Правил застройки и землепользования вопроса об изменении территориальных зон Р-4 и Р-5 на зону Ж-1 в отношении земельного участка N
03.12.2020 администрация г.о. Самара отказала в рассмотрении на публичных слушаниях по Правилам застройки и землепользования предложения Красненко В.Н. о включении названного им земельного участка в территориальную зону Р-5.
Как следует из протокола публичных слушаний о внесении изменений в Правила застройки и землепользования от 05.11.2020 и заключения по их результатам от 06.11.2020, Красненко В.Н. принимал в них непосредственное участие (предложение пункт N 8).
Из протокола общественных обсуждений о внесении изменений в Генеральный план от 13.12.2021 и заключения по результатам общественных обсуждений от 15.12.2021 следует, что Красненко В.Н, наряду с иными гражданами, также являлся их участником по территории, в состав которой входят как участок КН N так и участок КН N, принадлежащий Ушаковой Т.М. (предложение пункт N 1028).
Таким образом, доводы представителя административных истцов о том, что при внесении оспариваемых изменений в Генеральный план была нарушена процедура принятия решения, поскольку в нарушение требований градостроительного законодательства публичные слушания в отношении спорной территории не проводились, о ненадлежащем информировании потенциальных участников правоотношений о планируемом изменении правового режима земель, нарушении их права на участие в общественных обсуждениях по проекту изменений в Генеральный план, суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельными.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что необходимая и достаточная информация о проведении общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам изменений в нормативные правовые акты была заблаговременно доведена до жителей городского округа Самара в официальном печатном издании, на официальном сайте администрации городского округа Самара. Процедура проведения общественных обсуждений и публичных слушаний носила открытый характер.
Основания полагать, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов была нарушена процедура их принятия, как у суда первой инстанции, так и у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Кроме того, в обоснование требований, административные истцы ссылаются на нарушение при принятии оспариваемых нормативных актов баланса публичных и частных интересов, с чем суд первой инстанции обоснованно не согласился.
Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Вопреки позиции административных истцов из материалов дела не следует, что оспариваемые изменения в Генеральный план и в Правила застройки и землепользования не соответствовали вышеназванным целям обеспечения устойчивого развития рассматриваемой территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения сбалансированного учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, притом что установление функциональной либо территориальной зоны исходя только из фактического использования (вида разрешенного использования) конкретного земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, в силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Поскольку территориальная зона Р-3 (Зона природных ландшафтов) определена Решением N 45 с учетом и в целях приведения Правил застройки и землепользования в данной части в соответствие с функциональной зоной Генерального плана ("зона существующего естественного ландшафта"), конкретизируя тем самым положения названного документа территориального планирования, а также не противоречит установленной в настоящее время в Генеральном плане функциональной зоне "зона лесов", суд первой инстанции вопреки правомерно отклонил соответствующие доводы административных истцов и отказал в удовлетворении административного иска.
Приведение Правил застройки и землепользования в соответствие с Генеральным планом, а также изменение в Генеральном плане функциональной зоны "зона существующего естественного ландшафта" на "зона лесов" нормативным правовым актам большей юридической силы не противоречит, права, свободы и законные интересы административного истца, исходя из приведенных конкретных обстоятельств настоящего дела, не нарушает.
То обстоятельство, что постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 прекращены разделы в ЕГРН, открытые на лесные участки, расположенные по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 1-4, 7, 8, 11, 12(площадью 809га), а земельные участки переведены из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, не является основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, поскольку факт перевода земель в земли населенных пунктов подтверждает лишь факт изменения категории земель и не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя содержание оспариваемых нормативных правовых актов на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд проанализировал положения ГрК РФ, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исследовал материалы дела и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административных истцов о том, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов не соблюдена, о принятии оспариваемых нормативных правовых актов, устанавливающих функциональное и территориальное зонирование в отношении спорных земельных участков, без учета существующего землепользования и достижения справедливого баланса частных и публичных интересов. Оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административных истцов.
Другие доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, а также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского областного суда от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красненко Виктора Николаевича, Ушаковой Тамары Михайловны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.