Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре Кулиевой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Невлютовой Марьям Шамильевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 21 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Невлютова М.Ш. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований административный истец Невлютова М.Ш. указала, что вступившим в законную силу решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2020 г, удовлетворены ее исковые требования к Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда; на Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в с.Кривозерье Лямбирского района Республики Мордовия, общей площадью не менее 33 кв.м.; постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Лямбирскому району УФССП России по Республике Мордовия 6 апреля 2021 г. на основании исполнительного листа, выданного Лямбирским районным судом Республики Мордовия по вышеуказанному гражданскому делу, возбуждено исполнительное производство N; до настоящего времени Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия вышеуказанное решение не исполнено, исполнительное производство не окончено; общая продолжительность неисполнения решения Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2020 г. составляет 1 год 8 месяцев; считает, что чрезмерно длительным неисполнением решения суда нарушается ее право на исполнение судебного акта в разумный срок.
По данным основаниям, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", просила взыскать с Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в ее пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 250 000 руб, а также судебные расходы в размере 300 руб.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 21 декабря 2022 года административный иск Невлютовой М.Ш. к Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворен частично; с Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия за счет средств бюджета Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Невлютовой М.Ш. взыскана компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб, а также судебные расходы в размере 300 (триста) руб.; в остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия просит решение от 21 декабря 2022 года отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Невлютовой М.Ш.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что вины администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в неисполнении судебного акта не имеется. Законом Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также - Закон N32-З) органы местного самоуправления, Администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделены государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Пунктом 1 статьи 6 Закона N32-З устанавливается, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия. Этим же Законом установлены Порядок определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия для осуществления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, методика расчета норматива для определения общего объема указанных субвенций, показатели (критерии) и методика распределения между муниципальными образованиями общего объема субвенций. Процесс приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и последующее предоставление данных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения носит длительный характер.
Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия периодически направляются письма в Министерство финансов республики Мордовия и Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия с просьбой об увеличении бюджетных ассигнований на приобретение благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе в отношении Невлютовой М.Ш. Считают, что поскольку предоставление жилья напрямую зависит от финансовых средств или материальных ресурсов, направляемых в Лямбирский муниципальный район, которые не поступили, на данном этапе у администрации района возможность своевременно исполнить судебный акт отсутствует. Собственных средств либо материальных ресурсов для этих целей в районе не имеется, бюджетом района не предусмотрено. Администрация района приняла все зависящие от нее меры для исполнения решения суда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы настоящего дела, оценив имеющиеся в рассматриваемом деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок производства по делам о присуждении компенсации регламентирован Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее также - Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ, Закон о компенсации) и главой 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).
В целях единообразного применения судами законодательства Российской Федерации, регулирующего рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения в Постановлении от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N11).
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).
Положениям части 1 статьи 1 Закона о компенсации предусмотрено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N11, при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N11).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2020 г. на Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Невлютовой М.Ш. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в с.Кривозерье Лямбирского района Республики Мордовия, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение суда вступило в законную силу 10 марта 2021 г. и на его основании судом 17 марта 2021 г. выдан исполнительный лист серии ФС N, который 1 апреля 2021 г. предъявлен взыскателем Невлютовой М.Ш. к исполнению.
На основании указанного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Лямбирскому району УФССП России по Республике Мордовия ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N. Администрации предложено в 5-дневный срок со дня получения указанного постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа. В установленный срок решение суда исполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем в отношении Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом - исполнителем.
Определением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 1 июня 2021 г. Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В рамках исполнительного производства N судебным приставом - исполнителем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлялись предупреждение и требование должнику Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о необходимости исполнения требований исполнительного документа и предоставлении документов, свидетельствующих об исполнении указанных требований, с разъяснением положений о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности.
Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на требования судебного пристава - исполнителя даны ответы о причинах неисполнения решения суда, с приложением документов.
Отсрочка исполнения поименованного судебного акта не представлялась.
До настоящего времени Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия вышеуказанное решение не исполнено, исполнительное производство не окончено.
Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Невлютова М.Ш. обладает правом на обращение в суд с требованиями о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, поскольку решение, вступившее в законную силу 10 марта 2021 года, не исполнено; продолжительность исполнения решения Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2020 г. со дня поступления исполнительного листа в ОСП по Лямбирскому району УФССП России по Республике Мордовия - 1 апреля 2021 г, до момента рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции - 21 декабря 2022 г. составила 1 года 8 месяцев 21 день; каких-либо данных, указывающих на совершение Невлютовой М.Ш. действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.
Оценивая действия административного ответчика, направленные на исполнение судебного акта, суд первой инстанции установил, что такие действия не могут быть признаны достаточно эффективными, поскольку они не привели к достижению желаемого результата и реальному восстановлению нарушенного права административного истца, за защитой которого он обращался в суд; длительность исполнения судебного акта в данном случае является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока
Поскольку администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия достаточных и эффективных мер, обеспечивающих реальную возможность восстановления жилищных прав административного истца, не принято, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации.
Определяя размер денежной компенсации, суд учел требования действующего законодательства, принцип разумности, справедливости, период неисполнения решения суда и меры, принимаемые муниципальным органом для исполнения требований исполнительного документа.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ с учетом разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N11.
Судом первой инстанции обеспечен индивидуальный подход к определению размера компенсации, посредством учета в совокупности всех обстоятельств, имеющих правовое значение: требования лица, обратившегося в суд с административным исковым заявлением, обстоятельства производства по исполнению судебного акта, по которому допущено нарушение, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, а также мер, принимаемых органом местного самоуправления для исполнения требований исполнительного документа.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в рамках переданного ей государственного полномочия Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда осуществляет своим функции за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета отклоняется судебной коллегией в виду следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Из правовой позиции, изложенной в абзацах 1, 2 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N11, следует, что при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта.
По смыслу приведенных выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации (абз. 2, пункта 34).
К финансовым органам, в соответствии с абзацем 42 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется в соответствии с Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" и постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2013 г. N 157 "О мерах по реализации Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Законом Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений переданы органам местного самоуправления Республики Мордовия и обеспечиваются за счет субвенций, которые распределяются между муниципальными образованиями области по утвержденной методике, обеспечивающей равные возможности муниципальных образований в исполнении переданных полномочий.
Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год.
Органы государственной власти Республика Мордовия, вопреки доводам апелляционной жалобы, не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений льготным категориям граждан и, следовательно, не являются субъектами исполнения судебного акта о предоставлении жилья указанной категории граждан.
В соответствии со статьей 30 Устава Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, принятого решением Совета депутатов Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 21 марта 2017 г. N, Администрация Лямбирского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган Лямбирского муниципального района) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Лямбирского муниципального района федеральными законами и законами Республики Мордовия и иных нормативно-правовых актов.
Как следует из решения Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2020 года, обязанность по предоставлению административному истцу жилого помещения возложена на орган местного самоуправления - администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Должником по исполнительному производству, которое возбуждено на основании постановления ОСП по Лямбирскому району УФССП России по Республике Мордовия 6 апреля 2021 года в целях принудительного исполнения решения Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2020 года является администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Исходя из изложенного, исполнение решения Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 декабря 2020 года производится администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и, соответственно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит присуждению административному истцу с указанного лица.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными ответчиками в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности основаны на переоценке представленных в материалы дела доказательств и выводов суда, при этом не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.