г. Нижний Новгород
22 марта 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Кузьмичева В.А, рассмотрев частную жалобу Паршина С.В. на определение Нижегородского областного суда от 13 января 2023 года о возвращении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Паршин С.В. обратился с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N равной их рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей соответственно по состоянию на 20 декабря 2022 года.
Определением Нижегородского областного суда от 13 января 2023 года административное исковое заявление Паршина С.В. возвращено на основании пунктов 1, 8 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе Паршин С.В. просит определение отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм процессуального права со ссылкой на то, что суду надлежало оставить административное исковое заявление без движения, предложив административному истцу уточнить обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, после чего разрешить вопрос о наличии или отсутствии оснований для принятия административного иска к производству.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства, в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным иском об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N 837 датой перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения Правительства Нижегородской области о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, одновременно с оспариванием такого решения может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Порядок применения сведений о кадастровой стоимости определен статьей 18 Федерального закона N 237-ФЗ, пунктом 6 части 2 которой предусмотрено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При этом, как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года (ответ на вопрос 9), статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости. Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости. Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера. В том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в субъекте Российской Федерации - Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Как усматривается из представленного материала по административному исковому заявлению, кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков, в отношении которых поставлен вопрос об установлении кадастровой стоимости этих объектов в размере рыночной, была определена в рамках государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года (приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N 326-13-566703/20) в рамках положений статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В данном случае административный истец обратился в суд 11 января 2023 года, при этом ни к административному исковому заявлению, ни к частной жалобе не было представлено доказательств обращения до 1 января 2021 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Нижегородской области, ввиду чего следует признать, что при рассмотрении названного выше административного искового заявления подлежит применению новое правовое регулирование.
Несмотря на то, что судья верно указал, что с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Кадастровая оценка" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ и лишь соответствующее решение бюджетного учреждения может быть оспорено в судебном порядке (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ), однако ошибочно пришел к выводу о том, что это является досудебным порядком разрешения спорных правоотношений.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о возвращении административного искового заявления, считает их неверными, основанными на неправильном применении норм процессуального права, по следующим основаниям.
Статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ установлено, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей) (часть 1). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2). Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ установлен не досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, а иной, внесудебный порядок установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, Паршин С.В. с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" не обращался, в принятии административного искового заявления надлежит отказать на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, ввиду того, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной не подлежит рассмотрению в судах.
Доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции.
Поскольку при вынесении обжалуемого судебного акта судья допустил нарушение норм процессуального права, определение подлежит отмене, а административное исковое заявление - отказу в принятии.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в обжалуемом определения была допущена описка в дате его вынесения, а именно вместо "13 января 2023 года" ошибочно указано "13 января 2022 года". Данная описка, в силу статьи 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", подлежит исправлению судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исправить описку в определении Нижегородского областного суда от 13 января 2023 года, в дате вынесения определения вместо "13 января 2022 года" указать "13 января 2023 года".
Определение судьи Нижегородского областного суда от 13 января 2023 года отменить.
Отказать Паршину Сергею Викторовичу в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.