Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу главы муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики" Леконцева Андрея Витальевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Якшур - Бодьинского района Удмуртской Республики от 19 сентября 2022 года, решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 1 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Леконцева Андрея Витальевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка Якшур - Бодьинского района Удмуртской Республики от 19 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 1 декабря 2022 года, глава муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики" (далее - глава муниципального образования, должностное лицо), Леконцев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Леконцев А.В. выражает несогласие с названными актами, полагая их незаконными, просит их отменить, производство по делу прекратить.
В соответствии со статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Пункты 5, 6 статьи 15 названного закона предусматривает обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений жизнедеятельности инвалидов; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр утвержден Свод правил СНиП 35-01-2001, которым установлены требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Согласно пункту 6.5.9 СНиП 35-01-2001, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1, 2 м до 1, 6 м:
- перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Как усматривается из материалов дела и судебных актов, прокурором Якшур - Бодьинского района Удмуртской Республики 20 июня 2022 года при проведении проверки выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно на входах в здания территориальных отделов администрации муниципального образования "Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики", расположенных в Якшур - Бодьинском районе, по адресам: "адрес", "адрес" в нарушение пункта 6.5.9 СНиП 35-01-2001 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения не установлены.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики" Леконцева А.В. и последующего привлечения должностного лица постановлением мирового судьи к административной ответственности.
При рассмотрении дела мировым судьей из объема обвинения, изложенного в постановлении прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 22 июля 2022 года, исключено указание о нарушении норм об оборудовании входов в здания территориальных отделов администрации муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики", расположенных в Якшур - Бодьинском районе, по адресам: "адрес", "адрес" пандусами для инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения.
Факт совершения главой муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики" Леконцевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия правильно квалифицированы по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы о том, что глава муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики" не является субъектом по данному делу об административном правонарушении, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях главы муниципального образования объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о передаче зданий, находящихся в муниципальной собственности в оперативное управление МБУ "Центр по комплексному обслуживанию муниципальных учреждений Якшур-Бодьинского района", на которое также как и на собственника муниципального имущества - Муниципальное образование "Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики" возложена обязанность по обеспечению соблюдения условий доступа инвалидов в территориальные отделы здания администрации не освобождало главу муниципального образования от обязанности по обеспечению соответствия зданий территориальных отделов администраций нарушения законодательства о социальной защите инвалидов установленным требованиям, о наличии обстоятельств, исключающих возможность привлечения названного должностного лица к предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности, не свидетельствует, о чем обоснованно указано предыдущими судебными инстанциями.
Выводы предыдущих судебных инстанций о том, что передача зданий территориальных отделов администрации муниципального образования в оперативное управление не освобождает главу муниципального образования от обязанности осуществления необходимого контроля за исполнением требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры являются верным.
Статья 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за соблюдение законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам социальных инфраструктур.
Доказательств, свидетельствующих о принятии главой муниципального образования всех необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины во вмененном ему правонарушении применительно к статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, глава муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики" являющийся в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, обоснованно привлечен к административной ответственности по статьей 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела судебными инстанциями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок, срок давности привлечения к административной ответственности, территориальная подсудность рассмотрения дела соблюдены.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, внесенное прокурором соответствует требованиям, установленным статьями 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, в том числе и при возбуждении дела прокурором, не допущено. Неявка надлежащим образом уведомленного должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, к назначенному времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не является препятствием для совершения данного процессуального действия в его отсутствие.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Непосредственно обнаружив 20 июня 2022 года нарушение условий для доступа инвалидов к объектам и социальной инфраструктуры, прокурор, обладая в силу положений статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочиями по возбуждению дела о любом административном правонарушении, вынес 22 июля 2022 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики" Леконцева А.В.
С учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 февраля 2015 года N 2-П, вынесения решения о проведении проверки не требуется в случае анализа состояния законности без взаимодействия с проверяемым субъектом.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных решений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки мирового судьи и судьи районного суда, не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность принятого решения на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных материалов.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом положений части 2 статьи 4.1 данного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка Якшур - Бодьинского района Удмуртской Республики от 19 сентября 2022 года, решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 1 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Леконцева Андрея Витальевича, а жалобу главы муниципального образования "Муниципальный округ Якшур - Бодьинский район Удмуртской Республики" Леконцева Андрея Витальевича - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.