Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 декабря 2022 года кассационную жалобу Кузнецовой Анны Алексеевны на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 7 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 октября 2022 года по административному делу N 2а-1045/2022 по административному исковому заявлению Кузнецовой А.А. к Управлению социальной защиты населения в Удмуртской Республике при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, казенному учреждению Удмуртской Республики "Республиканский центр социальных выплат" о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
28 июля 2021 года Кузнецова А.А. (далее - административный истец) подала в Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе города Ижевска заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.
27 августа 2021 года решением указанного Управления в назначении денежной выплаты Кузнецовой А.А. было отказано с указанием на наличие недвижимого имущества, суммарная площадь которого превышает 24 кв.м в расчете на одного человека, в частности: помещения (кадастровый номер N, площадь 19, 7 кв.м, назначение жилое помещение), расположенного по адресу: "адрес"; помещения (кадастровый номер N, площадь 131, 2 кв.м, назначение жилое помещение), расположенного по адресу: "адрес"
Кузнецова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании упомянутого решения незаконным, указав, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", жилым помещением не является, поскольку многоквартирный дом, в котором она находится, не введен в эксплуатацию ввиду несоответствия техническим требованиям и проектной документации. Следовательно, наличие в собственности этой квартиры не может быть учтено при определении уровня имущественной обеспеченности семьи заявителя.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 7 июля 2022 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 октября 2022 года без изменения, в удовлетворении административного искового заявления Кузнецовой А.А. отказано.
В кассационной жалобе Кузнецова А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, а также без учета обстоятельств, имеющих правовое значение для административного дела, просит по доводам административного искового заявления и апелляционной жалобы принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено без их участия.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера, влекущие отмену обжалуемых по делу судебных актов, допущены судами обеих инстанций.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 упомянутого Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий, исходя из факта нахождения в собственности административного истца двух жилых помещений.
Согласиться с данными выводами судебных инстанций судебная коллегия не может в силу следующих обстоятельств.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении (далее ? Постановление N 384).
Указом Главы Удмуртской Республики от 2 апреля 2020 года N 75 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" на территории Удмуртской Республики с 1 января 2020 года была установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей.
Во исполнение вышеуказанных актов Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 апреля 2020 года N 163 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее ? Постановление N 163).
В соответствии с данным Постановлением ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предоставляется семьям, имеющим размер среднедушевого дохода, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Удмуртской Республике на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения).
Приказом Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 25 мая 2020 года N 153 утвержден Административный регламент Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее-Административный регламент) устанавливающий порядок, последовательность и сроки выполнения административных процедур.
Как следует из содержания пункта 12 Постановления N 163, в редакции, действовавшем на период возникновения спорных отношений, заявление о назначении ежемесячной выплаты подается заявителем лично в территориальный орган Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по месту жительства заявителя (далее - уполномоченный орган).
Основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых не более 24 кв.м в расчете на одного человека (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", приобретенных с учетом полученный безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений за счет средств бюджета Удмуртской Республики в рамках социальной поддержки многодетной семьи, предусмотренной Законом Удмуртской Республики от 5 мая 2006 года N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания) (абзац второй пункта 4).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления Кузнецовой А.А, административный ответчик, учитывая сведения из ЕГРН, указал, что в собственности заявителя и членов ее семьи имеется два жилых помещения, суммарная площадь которых превышает величину, установленную Постановлением N 163.
В то же время административным ответчиком и судами не учтены следующие обстоятельства.
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, как следует из содержания части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Руководствуясь названным правовым регулированием применительно к рассматриваемому административному делу, судам необходимо было определить отвечает ли признакам жилого помещения объект недвижимости площадью 131, 2 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес".
Приходя к выводу о том, что указанный объект является жилым и подлежащим учету при определении уровня обеспеченности административного истца общей площадью жилого помещения, суды обеих инстанций констатировали, что сведения о нем, как об объекте права, содержатся в ЕГРН с наименованием "помещение" с назначением "жилое помещение", Между тем, как следует из содержания частей 16 и 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 данного Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным упомянутым Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 этого Кодекса.
Также, в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 части 3 названной статьи предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 данного Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 этого Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 поименованного Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 указанного Кодекса.
Из представленного в материалы дела распоряжения Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 21 августа 2009 года следует, что заключение Главгосстройнадзора Московской области о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выданной ООО "ИРОН интернешенл" по объекту многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: ВОК "Выстрел" в "адрес", отменено.
Согласно ответу Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 27 января 2022 года строительство вышеуказанного дома остановлено с сентября 2009 года, извещений о возобновлении строительства не поступало. Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, Главгосстройнадзором Московской области не выдавалось.
Из ответа Министерства жилищной политики Московской области от 11 марта 2022 года следует, что с 1 января 2015 года по 11 марта 2022 года разрешение на ввод объекта в эксплуатацию указанного объекта недвижимости Министерством не выдавалось.
Из приведенных сведений следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", фактически не прошел необходимые стадии государственного строительного надзора, надлежащая документация, подтверждающая соответствие этого объекта капитального строительства требованиям к строительству, в том числе санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, предъявляемым к многоквартирным жилым домам, застройщику не выдавалась; дом в эксплуатация не введен.
При таких обстоятельствах, расположенные в этом объекте капитального строительства помещения не могут обладать статусом жилого помещения по смыслу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В этой связи выводы судебных инстанций о правомерности оспариваемого решения административного ответчика, основанного на наличие в собственности административного истца двух жилых помещений, являются ошибочными, что привело к судебной ошибке, исправление которой возможно только путем отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Поскольку по делу не требуется выяснение новых обстоятельств, судебная коллегия полагает возможным принятие по делу нового решения о признании незаконным оспариваемого решения административного ответчика и возложении на казенное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский центр социальных выплат", как орган, наделённый с 14 октября 2021 года полномочиями по рассмотрению вопросов предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, обязанности повторного рассмотрения заявления Кузнецовой А.А. от 28 июля 2021 года.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 7 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 октября 2022 года отменить, принять новое решение.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска от 27 августа 2021 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.
Возложить на казенное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский центр социальных выплат" обязанность повторно рассмотреть заявление Кузнецовой А.А. от 28 июля 2021 года о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.