Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 26 января 2023 года кассационную жалобу Версальева А.В. на решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года по административному делу N 2а-3459/2022 по административному исковому заявлению Версальева А.В. к призывной комиссии военного комиссариата Орджоникидзевского и Калининского районов города Уфы Республики Башкортостан, военному комиссариату Орджоникидзевского и Калининского районов города Уфы Республики Башкортостан, ФКУ "Военный комиссариат" Республики Башкортостан о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Версальев А.В. (ранее - Зубов), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете граждан, не пребывающих в запасе, в военном комиссариате (Орджоникидзевского и Калининского районов города Уфа Республики Башкортостан) с 19 января 2011 года по 15 июля 2021 года, снят с воинского учета призывников по достижении предельного возраста призыва на военную службу.
Решением призывной комиссии Орджоникидзевского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 14 апреля 2022 года N 1/9/у Версальев А.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
27 июля 2022 года Версальев А.В. обратился в суд с настоящим административным иском, просил признать названное выше решение призывной комиссии незаконным и возложить на призывную комиссию обязанность выдать военный билет, ссылаясь на то, что он не проходил военную службу по призыву в связи с имеющимся у него заболеванием "плоскостопие третей степени". Врачи призывной комиссии без проведения дополнительного обследования необоснованно исключили имеющееся у него заболевание, освидетельствовали без результатов диагностических исследований, направления на которые ему не выдавали. Данные действия нарушают его право на освобождение от призыва на военную службу.
Решением Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Версальев А.В. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что представленные материалы не свидетельствуют о вручении ему повестки в установленном законом порядке под роспись. От призыва на военную службу в юридически значимый период до достижения им возраста 27 лет (с 1 января 2014 года по 14 июля 2021 года) он не уклонялся.
Также податель кассационной жалобы указывает, что административными ответчиками не предоставлено сведений о проведении органами внутренних дел розыскных мероприятий в отношении него и составлении протокола об административном правонарушении и не доказан факт обращения военного комиссариата в органы внутренних дел.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-Ф3).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установилтребование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 53-ФЗ предусмотрено, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В силу пункта 34 названного акта при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-Ф3, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" указ, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учёту, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошёл военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учёту или уклонением от призыва на военную службу.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что в рамках мероприятий, связанных с призывом, сотрудниками военного комиссариата, должностными лицами аппарата усиления и органов внутренних дел предпринимались неоднократные попытки вручения Версальеву А.В. повесток по адресу его места жительства. Вручение повесток не представилось возможным в связи с тем, что призывник в период проведения призывных компаний 2017 - 2019 годов по адресу регистрации не проживал, иного адреса не сообщил. В период 2017 - 2019 годов военным комиссариатом в отдел полиции направлялись поручения о вручении повесток Версальеву А.В, которые не были исполнены в связи с непроживанием призывника по адресу регистрации (л.д. 59, 75, 77-79).
Суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что административный истец уклонялся от призыва на военную службу, в связи с чем решение призывной комиссии о его зачислении в запас по достижении предельного возраста как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является правильным.
Данный вывод в полной мере согласуется с установленными по делу обстоятельствами и положениями статьи 31 Закона N 53-ФЗ, согласно которым граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Версальева А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.