Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 22 февраля 2023 года кассационную жалобу Псковской таможни на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 сентября 2022 года по административному делу N 2а-338/2022 по административному исковому заявлению Псковской таможни к Разгудаеву Сергею Геннадьевичу о взыскании таможенных платежей и пени.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Псковской таможни Воробьевой О.А, поддержавшей доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
1 сентября 2012 года Разгудаев С.Г. ввез через таможенный пост МАПП Куничина Гора Псковской таможни на таможенную территории Таможенного союза транспортное средство VOLVO V40, VIN- N, регистрационный номер N, 1996 года выпуска, объем двигателя 1731 куб. см. Срок временного ввоза установлен до 1 декабря 2012 года. По истечении указанного срока транспортное средство вывезено не было.
8 сентября 2021 года таможенным постом МАПП Куничина Гора составлено решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования N 10209040/080921/ТСЛП/0468 по факту невывоза транспортного средства VOLVO V40, VIN- N, peгистрационный номер N 1996 года выпуска.
20 сентября 2021 года составлен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа N 10209000/У2021/0002322.
21 сентября 2021 года в адрес Разгудаева С.Г. письмом Псковской таможни N 19-16/36241 направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 20 августа 2021 года N 10209000/У2021/0002322 на сумму 403 034, 70 руб, состоящую из таможенных платежей в размере 246 731, 81 руб, пени - 156 302, 89 руб. Установлен срок добровольной уплаты - не позднее 15 рабочих дней со дня получения уведомления.
Разгудаевым С.Г. вышеуказанное уведомление не исполнено.
21 января 2022 года мировым судьей судебного участка N 1 города Шумерля Чувашской Республики отказано в принятии заявления Псковской таможни о вынесении судебного приказа о взыскании с Разгудаева С.Г. задолженности по таможенным платежам в связи с тем, что заявленное требование не является бесспорным.
Таможенным органом доначислена сумма пеней по состоянию на 7 апреля 2022 года - 50 296, 28 руб.
11 апреля 2022 года Псковская таможня обратилась в суд с настоящим административным иском, просила взыскать с Разгудаева С.Г. таможенные платежи в размере 246 731, 81 руб, пени на дату уведомления 20 августа 2021 года - 156 302, 89 руб, пени за период с 21 сентября 2021 года по 7 апреля 2022 года - 50 296, 28 руб.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 23 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 сентября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель Псковской таможни в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что законом не ограничен срок осуществления таможенного контроля, соответственно, вывод суда о том, что уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 20 сентября 2021 года направлено Разгудаеву С.Г. за пределами установленного срока, а также о пропуске срока обращения в суд о взыскании обязательных платежей, является ошибочным.
От Разгудаева С.Г. поступили письменные объяснения, где он просит об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, на момент возникновения спорных правоотношений регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года - с 1 января 2018 года) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
Положениями части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза было предусмотрено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования были урегулированы и статьей 14 Соглашения, согласно которой обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта: с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5). Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения, установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза (подпункт 3 пункта 6).
Аналогичное правовое регулирование установлено и с 1 января 2018 года пунктом 5, подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которым сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 данной статьи, считается, в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза.
На момент истечения срока уплаты таможенных платежей правоотношения по поводу их взыскания были урегулированы положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 названного закона принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Аналогичный трехлетний срок для взыскания таможенных платежей установлен и частью 8 статьи 71 действующего Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок временного ввоза транспортного средства истек 1 декабря 2012 года, а таможенный орган обратился с заявлением о принудительном взыскании таможенных платежей лишь 18 апреля 2022 года, то есть за пределами трехлетнего срока. В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об утрате таможенным органом права на взыскание обязательных платежей.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями, установленными по делу обстоятельствами и разъяснениями, данными в пункте пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", согласно которым пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности.
В соответствии с частью 5 статьи 138 и частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Ссылки административного истца на необходимость исчисления указанного трехлетнего срока со дня обнаружения факта неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате таможенных платежей и вынесения Таможенным постом МАПП Куничина Гора решения от 8 сентября 2021 года по результатам таможенного контроля N 10209040/080921/ТСЛП/0468 подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального закона.
Таким образом, суд обоснованно указал в качестве основания для отказа в удовлетворении административного иска пропуск срока обращения в суд. Сведений об уважительности причин пропуска срока взыскания обязательных платежей и, соответственно, обращения в суд, таможенным органом не приведено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 14 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.