Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 декабря 2022 года кассационную жалобу администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2022 года по административному делу N 2а-990/2022 по административному исковому заявлению Бектемировой Камилы Рамазановны к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконными действий по изъятию земельного участка, обязании предоставить аналогичный земельный участок взамен изъятого.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав возражения Бектемировой К.Р, Бектемировой Х.Ф. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бектемирова К.P. (далее - административный истец) обратилась в суд с уточненным в дальнейшем административным исковым заявлением к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении порядка изъятия земельного участка, неправомерном отказе в восстановлении нарушенных прав; возложении на Министерство предоставить другой земельный участок взамен ранее предоставленного Администрацией для индивидуального жилищного строительства, площадью 1500 кв.м, расположенного в селе Иглино Иглинского района Республики Башкортостан.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на основании постановления Администрации от 30 апреля 2014 года N 04-1547 ей был предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
15 июня 2021 года административному истцу стало известно, что на предоставленном ей земельном участке строится жилой дом иными лицами, однако об изъятии земельного участка ее никто не уведомлял.
16 июня 2021 года Бектемировой К.Р. в Администрацию подано заявление о предоставлении другого земельного участка, так как органами местного самоуправления был нарушен порядок изъятия ранее предоставленного ей земельного участка.
Письмом Администрации от 29 июня 2021 года N 01-25-1214001 Бектемировой К.Р. отказано в удовлетворении ее заявления с указанием на то, что право собственности на спорный земельный участок ею в установленном законом порядке не было зарегистрировано.
По мнению административного истца, действия Администрации по изъятию ранее предоставленного ей в собственность земельного участка, а также бездействие, выразившееся в отказе в предоставлении нового земельного участка взамен изъятого, являются незаконными.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2022 года без изменения, административные исковые требования Бектемировой К.Р. удовлетворены; постановлено признать действия Администрации по изъятию земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", незаконными. На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить Бектемировой К.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, Бектемирову Р.Ф, ДД.ММ.ГГГГ г.р, Бектемирову М.Ф, ДД.ММ.ГГГГ г.р, Бектемировой Х.Ф, ДД.ММ.ГГГГ г.р, в черте "адрес" в равных долях земельный участок, равноценный и равнозначный ранее предоставленному Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан земельному участку с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, расположенному по адресу: "адрес", свободный от прав третьих лиц.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы административный ответчик утверждает, что административный истец и члены её семьи после получения земельного участка не заключили договор о безвозмездной передаче в общую долевую собственность, право собственности не оформили, следовательно, он не перешел в их владение, а находился в муниципальной собственности. Вопреки выводам судов, Администрация полагает, что спорный земельный участок административных истцов не изымался, так как им не принадлежал.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Совокупность приведенных правовых условий, влекущая необходимость удовлетворения заявленных административными истцами требований, по данному административному делу имеется.
Как следует из материалов административного дела, постановлением главы Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 04-1547 Бектемировой К.Р, Бектемирову Ф.А, Бектемирову Р.Ф, Бектемирову М.Ф, Бектемировой Х.Ф. однократно и бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (по 1/5 доли) предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 5 данного постановления на Бектемирову К.Р, Бектемирова Ф.А, Бектемирова Р.Ф, Бектемирова М.Ф. и Бектемирову Х.Ф. возложена обязанность заключить с Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан договор безвозмездной передачи в общую долевую собственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 6 постановления установленное право общей долевой собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в отделе по Иглинскому району Управления Росреестра по Республике Башкортостан.
Указанный договор безвозмездной передачи земельного участка Бектемеровой К.Р. и членами ее семьи не заключался, регистрация права общей долевой собственности на земельный участок не производилась.
Постановлением Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 26 февраля 2018 года вышеуказанный земельный участок был предоставлен бесплатно в общую долевую собственность Гайнищевой О.П, ФИО11, ФИО15, ФИО3, ФИО16 (по 1/5 доли).
26 февраля 2018 года между Администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан и Гайнищевой О.П, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО17, был заключен договор безвозмездного предоставления в общую долевую собственность вышеуказанного земельного участка.
Право собственности указанных лиц на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 8 мая 2018 года.
По договору купли - продажи от 30 сентября 2020 года земельный участок продан Зияннурову А.Ф.
16 июня 2021 года Бектемирова К.Р. обратилась в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении другого земельного участка взамен изъятого.
Письмом Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 29 июня 2021 года исх. N 01-25-1214/01 Бектемировой К.Р. отказано в удовлетворении ее заявления со ссылкой на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 6 постановления от 30 апреля 2014 года N 04-1547 право собственности на земельный участок не было зарегистрировано ею в Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, в связи с чем данный участок был предоставлен льготной категории граждан.
Так, разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что действия по передаче ранее предоставленного административному истцу и членам ее семьи спорного земельного участка иным лицам противоречат требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, влекут нарушение прав и законных интересов административного истца и членов ее семьи. Отсутствие заключенного между административным истцом и Администрации договора на передачу земельного участка в собственность не свидетельствует об отказе Бектемировой К.Р. от своих прав на земельный участок.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на применимых нормах материального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Так, подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
Подпунктом 4 пункта 2.1 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", в редакции закона, действовавшего на дату вынесения Администрацией постановления от 30 апреля 2014 года, было предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, относятся к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Как указано выше, и это не оспаривается сторонами по делу, административный истец совместно с членами своей семьи относилась к вышеуказанной категории граждан и имеет право на предоставление ей в собственность бесплатно земельного участка.
В целях реализации указанного права административного истца 30 апреля 2014 года Администрацией было издано постановление о предоставлении ей и членам ее семьи земельного участка с кадастровым номером N.
Однако, в дальнейшем данный земельный участок по независящим от административного истца обстоятельствам был передан распорядительным актом Администрации в собственность иного лица, то есть, как правильно отмечено судебными инстанциями, право, предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", административным истцом и членами ее семьи фактически реализовано не было.
Тот факт, что между административным истцом и Администрацией не был заключен договор безвозмездной передачи в общую долевую собственность спорного земельного участка, не мог ставиться в вину административного истца и приводить к изъятию земельного участка, поскольку такое основание прекращения права собственности на земельный участок не предусмотрено ни постановлением муниципального органа, ни действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, выводы судов о несоответствии оспариваемых действий Администрации требованиям земельного законодательства, влекущих нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, являются правильными.
При этом судами правильно избран способ восстановления нарушенных прав административного истца о возложении на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который с 1 января 2021 года осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обязанности предоставить равноценный земельный участок. Иного равнозначного способа восстановления нарушенных прав административного истца не имеется.
Доводы автора кассационной жалобы не могут повлечь отмену постановленных по делу судебных актов, ранее они были предметом правовой оценки судов, и обоснованно отклонены как несоответствующие требованиям закона. Иная оценка кассатором обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о судебных ошибках, поскольку является субъективным мнением конкретного лица, что свою очередь в соответствии со статьёй 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов не является.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.