Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бердаманова Аслбека Аманжоловича на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-3578/2022 по иску Бердаманова Аслбека Аманжоловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области о перерасчете материального обеспечения пенсионера и установлении социальной доплаты к пенсии до достижения величины прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Бердаманов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области (в настоящее время Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области) о перерасчете материального обеспечения пенсионера и установлении социальной доплаты к пенсии до достижения величины прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области, указав, что с 09 октября 2009 года он является получателем социальной пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Размер его пенсии с 01 января 2021 года составлял 5 480, 06 рублей, с 01 апреля 2021 года с учетом индексации составил 5 666, 38 рублей. Полагает, что сумма материального обеспечения составляет меньше установленного в соответствующие периоды прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области. При обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете и установлении доплаты к пенсии, ему было отказано. Данный отказ считает незаконным и необоснованным и просил: возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Оренбургской области обязанность произвести перерасчет материального обеспечения пенсионера Бердаманова А.А. и установить социальную доплату к пенсии до достижения величины прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области за период с 01 января 2021 года по 31 марта 2022 года; взыскать с ответчика сумму госпошлины в размере 300 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 30 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Бердаманова Аслбека Аманжоловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области о перерасчете материального обеспечения пенсионера и установлении социальной доплаты к пенсии до достижения величины прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 октября 2022 года решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 30 июня 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Бердамановым А.А, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом из материалов пенсионного дела, Бердаманов А.А. с 09 октября 2009 года является получателем социальной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
По заявлению от 31 января 2005 года Бердаманову А.А. назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий. В связи с установлением в 2009 году истцу 3 группы инвалидности Бердаманов А.А. 13 октября 2009 года уведомлен о праве на назначение ежемесячной денежной выплаты как инвалиду 3 группы. Однако истец воспользовался правом на получение ежемесячной денежной выплаты как ветеран боевых действий.
На основании заявления Бердаманова А.А. от 17 июля 2020 года выплата ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий прекращена с 01 августа 2020 года и установлена ежемесячная денежная выплата как инвалиду 3 группы с сохранением отказа от набора социальных услуг в размере 2 227, 55 рублей.
На основании заявления от 20 августа 2020 года о переводе на ежемесячную денежную выплату по другому основанию, с 01 сентября 2020 года Бердаманову А.А. установлена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий в размере 3 062, 00 рублей.
По заявлению истца от 27 июля 2020 года об отказе от льгот в натуральном выражении, с целью получения льгот в денежном выражении за санаторно-курортное лечение и проезд железнодорожным транспортом, с 01 января 2021 года произведен перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты.
Учитывая, что Бердаманов А.А. являлся неработающим пенсионером и его выплаты (пенсия + ЕДВ) не достигли величины прожиточного минимума, ему установлена федеральная социальная доплата к пенсии с 01 января 2018 года.
С 01 марта 2022 года в связи с тем, что общее материальное обеспечение Бердаманова А.А. (пенсия, ЕДВ и меры социальной поддержки) превысило величину прожиточного минимума в Оренбургской области на 2022 год (9 468 рублей), выплата федеральной социальной доплаты была приостановлена.
С 01 апреля 2022 года в связи с тем, что общее материальное обеспечение Бердаманова А.А. (пенсия, ЕДВ и меры социальной поддержки) менее величины прожиточного минимума в Оренбургской области на 2022 год (9 468 рублей), выплата федеральной социальной доплаты была возобновлена.
Истец является получателем мер социальной поддержки по линии органов социальной защиты, которые учитываются при определении общей суммы материального обеспечения, размер который в каждом месяце различный, в связи с чем сумма ФСД в каждом конкретном месяце определяется с учетом названных выплат.
Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и части 3 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", следовательно, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), предусмотренная пунктом 3 части 2 статьи 12.1 указанного закона, не подлежит исключению из общей суммы материального обеспечения пенсионера при определении размера социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления Бердманова А.А, суд первой инстанции, исходил из того, что истец является получателем мер социальной поддержки по линии органов социальной защиты, которые учитываются при определении общей суммы материального обеспечения, размер который в каждом месяце различный, в связи с чем сумма ФСД в каждом конкретном месяце определяется с учетом названных выплат. Проверив расчеты, представленные сторонами, суд первой инстанции признал правильным расчет ответчика, произведенным в полном соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем, пришел к выводу, что для установления Бердаманову А.А. социальной доплаты к пенсии для достижения величины прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области за период с 01 января 2021 года по 31 марта 2022 года не имеется, выплаты истцу начисляются в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что размер доплаты зависит, прежде всего от общей суммы материального обеспечения пенсионера и величин прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ, установленного в целях определения социальной доплаты к пенсии, и в целом по РФ (части 4, 5 статьи 12.1 Закона N 178-ФЗ). Государственная социальная помощь оказывается, в частности, путем предоставления определенным категориям граждан набора социальных услуг. Граждане получают соцуслуги по месту жительства с даты назначения им ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Вместе с тем они вправе отказаться от их получения полностью или частично, подав заявление. При предоставлении социальных услуг размер ЕДВ уменьшается на их стоимость (статья 1, части 1, 3 статьи 6.3, часть 2 статьи 6.5, статья 6.7 Закона N 178-ФЗ). При этом размер набора социальных услуг в целом с 01 февраля 2020 года составляет 1155, 06 рублей, из которого обеспечение необходимыми лекарственными препаратами - 889, 66 рублей, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение - 137, 63 рублей, бесплатный проезд на транспорте к месту лечения и обратно - 127, 77 рублей, а с 01 февраля 2021 года составляет 1211, 66 рублей, из которого обеспечение необходимыми лекарственными препаратами - 933, 25 рублей, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение - 144, 37 рублей, бесплатный проезд на транспорте к месту лечения и обратно - 134, 04 рублей.
Помимо этого, учитываются меры социальной поддержки по линии органов социальной защиты, размер который в каждом месяце различный, в связи с чем сумма ФСД в каждом конкретном месяце определяется с учетом названных выплат.
В соответствии с постановлением правительства Оренбургской области от 08 февраля 2021 года N 83-пп, величина прожиточного минимума в Оренбургской области на 2021 год для пенсионеров составляет 9 020 рублей.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку порядок установления истцу доплат в спорный период ответчиком нарушен не был, размер указанной доплаты ответчиком обоснованно определялся с учетом получаемой истцом пенсии по старости, а также ежемесячной денежной выплаты, стоимость набора социальных услуг, федеральной социальной доплаты, оснований для возложения обязанности по перерасчету социальной доплаты за указанный период не имеется.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 2, 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьям 6.1, 6.2, 12, 6.3, 6.5, 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи") и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом было указано на то, что многие месяцы 2021 и 2022 года сумма материального обеспечения была меньше установленного прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области, для чего предоставлены доказательства, был предметом рассмотрения судами предыдущих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с выводами судов не имеется. В расчете истца не указаны суммы НСУ, на которые истец имеет право в натуральном выражении.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 октября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бердаманова Аслбека Аманжоловича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.