Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиновского А.А, судей Крыгиной Е.В, Мурзаковой Н.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО3 к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции ФИО12, изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности выдать истцу и членам её семьи государственный жилищный сертификат. В обоснование иска указано, что ФИО3 является вдовой ФИО6 - участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В этой связи она имеет право на социальную выплату на приобретение жилья. Постановлением Главы МО " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признана нуждающейся в жилом помещении, Постановлением Главы МО " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ признана участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". ФИО3 для участия в ведомственной целевой программе обратилась с заявлением в Администрацию МО " "адрес"" и предоставила необходимые документы. Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в получении государственного жилищного сертификата ФИО3 было отказано. Истец полагает, что отказ в выдаче государственного жилищного сертификата является незаконным, поскольку он принят на основании неправильного толкования действующего законодательства.
Истец просила признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в предоставлении ФИО3 и членам ее семьи государственного жилищного сертификата; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики выдать ФИО3 и членам ее семьи государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 24, 06 кв.м, без обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушения допущены судами нижестоящих инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО3 является вдовой ФИО6, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается: удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году (л.д.9); свидетельством о заключении брака между ФИО1 и ФИО2 (л.д.56).
Третьи лица ФИО7 и ФИО7 являются сыновьями участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В общедолевой собственности (по 1/3) ФИО3 и её сыновей ФИО8 и ФИО8 находится квартира по адресу: "адрес"23.
В указанной квартире помимо трех собственников зарегистрированы несовершеннолетние внуки истца (дети её сыновей) - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дата регистрации - ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением Главы МО " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признана нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Главы МО " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признана участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (л.д.12, 13).
ДД.ММ.ГГГГ Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в предоставлении государственного жилищного сертификата ФИО3 было отказано с формулировкой: "п.44 Правил, непредоставление или неполное предоставление документов, указанных в п.44 - не предоставлено обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения. В соответствии с п.16.2 Правил право на получение сертификата предоставляется только в случае, если определенный в установленном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров (18*3-49, 9=4, 1) или предоставления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в муниципальную собственность". Отказ ответчика обусловлен тем, что норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты ФИО3 составил менее 18 кв.м, а именно 4, 1 кв.м, что не даёт участнику ведомственной целевой программы права на получение сертификата.
Разрешая возникший спор по существу, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, установив, что ФИО3, право которой на участие в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтверждено постановлением Главы Администрации "адрес" и не оспаривается ответчиком, обращалась с заявлениями, подтвердившим её участие в программе с соблюдением установленного порядка, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Суд кассационной инстанции полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушением норм материального и процессуального права, согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона N 1244-1 основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории "Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.
С целью выполнения государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая содержит подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Подпрограмма).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Из пункта 2 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 следует, что сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Согласно пункту 16 Правил N 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек, 54 кв.м - на семью из 3 человек.
В соответствии с абзацами 2-4 пункта 16(2) Правил, в случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.
В случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Таким образом, при расчете социальной выплаты и выдаче государственного жилищного сертификата принимается во внимание количество членов семьи получателя.
В пункте 17(2) Правил указано, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено право на обеспечение жилым помещением (получение социальной выплаты) семей умерших (погибших) граждан, указанных в подпунктах "е", "з", "к" и "л" пункта 5 настоящих Правил, в состав семьи для определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, включаются следующие члены семьи умершего (погибшего) гражданина:
б) в случае если право на обеспечение жилым помещением установлено частью второй статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", - члены семей умерших граждан - участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе их вдовы (вдовцы), признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего гражданина в соответствии с подпунктом "а" пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане - в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Условия и порядок признания членом семьи определяются нормами жилищного законодательства, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требования ФИО3 суд сослался на то, что в жилом помещении по адресу: "адрес", кроме общедолевых собственников, а именно истца и её сыновей ФИО8 и ФИО8, зарегистрированы дети сыновей истца - несовершеннолетние ФИО7, 2007 года рождения и ФИО9, 2011 года рождения, которые относятся к членам семьи собственников.
При таком положении при расчете норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты истцу суд указал, что на каждого члена семьи приходится по 9, 98 кв.м площади поименованного жилого помещения (49, 9/5), соответственно на истца ФИО3 и ее сыновей ФИО8 и ФИО8 - 29, 94 кв.м (9, 98х3). Соответственно ФИО3 имеет право на получение государственного жилищного сертификата, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 24, 06 кв.м (54 кв.м- 29, 94 кв.м).
Между состав семьи истца в соответствии с критериями, предусмотренными пунктами 17 и 17(2) Правил для определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты судами не определялся.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о составе членов семьи для определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, следует признать преждевременными.
В нарушение статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не была обеспечена полнота и всесторонность установления и исследования всех обстоятельств, имеющих значения для дела.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
Исходя из изложенного, судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм права, которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить состав семьи для определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, в соответствии с действующим законодательством и рассмотреть дело в апелляционном порядке в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским дела ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Направить гражданское дело на новое рассмотрение в судебную коллегию Верховного Суда Удмуртской Республики.
Председательствующий А.А. Калиновский
Судьи Е.В. Крыгина
Н.П. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.