Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ТСК" Рязанова М.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Саровского судебного района Нижегородской области от 17 августа 2022 года и решение судьи Саровского городского суда Нижегородской области от 10 ноября 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТСК" (далее также - ООО "ТСК", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Саровского судебного района Нижегородской области от 17 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Саровского городского суда Нижегородской области от 10 ноября 2022 года, ООО "ТСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 167 272 232 рубля 43 копейки.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "ТСК" Рязанов М.В. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и возвращении дела на новое рассмотрение.
Прокурор ЗАТО г. Саров Нижегородской области Шляпников С.А. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлен о подаче заявителем жалобы, представил возражения, в которых указывает о законности судебных актов.
Изучение материалов дела, доводов жалобы и возражений на нее, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной названным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой ЗАТО г. Саров Нижегородской области проведена проверка соблюдения ООО "ТСК" требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проведения проверки установлено, что 2 июля 2019 года между муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства администрации города Сарова" (заказчик) и ООО "ТСК" (подрядчик) по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт N 04ЭА-2019 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство здания средней школы на 600 мест по ул. Зорге в г. Саров Нижегородской области".
Согласно пункту 1.1 контракта заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства выполнить подрядные работы по объекту "Строительство здания средней школы на 600 мест по ул. Зорге в г. Саров Нижегородской области" в полном объеме и в соответствии с техническим заданием, проектной и сметной документацией.
Согласно пункту 2.3 муниципального контракта его цена составила 582 079 689 рублей 02 копейки.
В соответствии с пунктом 1.2 муниципального контракта, с учетом дополнительных соглашений, срок выполнения работ - до 30 июня 2022 года.
По результатам проведенной проверки установлено, что обществом в предусмотренный контрактом срок обязательства в полном объеме не исполнены. По состоянию на 7 июля 2022 года стоимость неисполненных обязательств по контракту составляет 167 272 232 рубля 43 копейки.
Неисполнение в полном объеме обязательств, предусмотренных контрактом, повлекло причинение существенного вреда охраняемым законам интересам общества и государства, которые в данном случае определены социальной значимостью объекта.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что неисполнение в полном объеме обязательств, предусмотренных контрактом, повлекло расторжение муниципального контракта и нарушение сроков выполнения государственной программы Нижегородской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения", права детей на образование.
Ссылка в жалобе на разрешение на строительство, не может быть принята во внимание, поскольку дата окончания работ определяется муниципальным контрактом, условия которого согласованы сторонами.
Ссылка в жалобе на то, что срок действия муниципального контракта определен по 31 августа 2022 года, не может быть принята во внимание, поскольку обязательства должны быть выполнены подрядчиком в согласованный сторонами срок - до 30 июня 2022 года.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что стоимость неисполненных обязательств по муниципальному контракту составляет 167 272 232 рубля 43 копейки. Данных, подтверждающих факт принятия заказчиком работ на иную сумму, материалы дела не содержат. При этом следует отметить, что в соответствии с санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа определяется не из суммы неотработанного аванса, а из стоимости неисполненных обязательств.
То, что ООО "ТСК" не было включено в реестр недобросовестных поставщиков, не исключает привлечение общества к административной ответственности, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы из извещения (т.1, л.д.139), почтового уведомления о вручении (т.1, л.д.140), копий квитанции, списка внутренних почтовых отправлений с указанием почтового идентификатора внутреннего почтового отправления (т.2, л.д.91-92) и данных, размещенных на официальном сайте АО "Почта России", заказное письмо с информацией о месте и времени рассмотрения мировым судьей дела с почтовым идентификатором 80104074632795 направлялось обществу по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (т.1, л.д.14-38). 29 июля 2022 года почтовое отправление принято в отделении связи, 30 июля 2022 года - прибыло в место вручения, 2 августа 2022 года - вручение адресату.
Как следует из указанных документов, описка в названии общества к неполучению адресатом почтовой корреспонденции, направленной по правильному адресу, не привело.
Оснований сомневаться в достоверности указанных сведений не имеется.
Таким образом, ООО "ТСК" было своевременно и надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела. В данном случае мировым судьей были созданы условия для реализации обществом процессуальных прав при рассмотрении дела об административном правонарушении. У названного юридического лица имелась возможность ознакомиться с материалами дела, в том числе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
ООО "ТСК" относится к субъектам малого предпринимательства, включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория - малое предприятие).
Норма части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает административное наказание для индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Саровского судебного района Нижегородской области от 17 августа 2022 года и решение судьи Саровского городского суда Нижегородской области от 10 ноября 2022 года подлежат изменению путем снижения размера назначенного ООО "ТСК" административного штрафа до 8 363 611 рублей 62 копейки.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Саровского судебного района Нижегородской области от 17 августа 2022 года и решение судьи Саровского городского суда Нижегородской области от 10 ноября 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТСК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью "ТСК" административного наказания в виде административного штрафа снизить до 8 363 611 (восьми миллионов триста шестьдесят три тысячи шестьсот одиннадцати) рублей 62 копейки.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ТСК" Рязанова М.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.