Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Кокунова А.И., действующего в интересах открытого акционерного общества "Эй Джи Си Борский стекольный завод", на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста - эксперта межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 4 октября 2021 года, решение судьи Борского городского суда Нижегородской области от 15 июня 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Эй Джи Си Борский стекольный завод" (далее также - ОАО "Эй Джи Си БСЗ", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста - эксперта межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 4 октября 2021 года ОАО "Эй Джи Си БСЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Борского городского суда Нижегородской области от 15 июня 2022 года постановление должностного лица административного органа изменено, административный штраф снижен до 100 000 рублей. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Решением судьи Нижегородского областного суда от 14 сентября 2022 года состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Кокунов А.И. приводит доводы о незаконности состоявшихся по делу актов, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее выданным контролирующим органом предписанием в проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, утвержденный приказом межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 23 октября 2020 года N 1298, были включены опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью и нефтепродуктами, и обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами, с III классом опасности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, в период с 15 сентября 2021 года по 28 сентября 2022 года на основании решения руководителя межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 9 сентября 2021 года N 067 должностными лицами названного органа проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "Эй Джи БСЗ" требований природоохранного законодательства, по результатам которой 28 сентября 2021 года установлено образование в обществе следующих отходов: опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью и нефтепродуктами (содержание менее 15%), IV класса опасности, и обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание менее 15%), IV класса опасности, не включенных в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Факт совершения ОАО "Эй Джи Си БСЗ" административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для признания совершенного названным лицом административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, класс опасности названных отходов определяется в зависимости от содержания в них нефти или нефтепродуктов: III класс - 15% и более, IV класс - менее 15%.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что согласно акту проверки департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу от 4 августа 2017 года N113-п обществу утверждался проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение приказом департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу от 20 марта 2017 года N 0314. На предприятии также имелись утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение со сроком действия с 8 ноября 2019 года по 19 марта 2022 года. Так, приказом межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 8 ноября 2019 года N 0108 ОАО "Эй Джи Си БСЗ" переоформлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение со сроком действия с 8 ноября 2019 года по 19 марта 2022 года, согласно которому указанные отходы были отнесены к IV классу опасности в связи с содержанием массовой доли нефтепродуктов менее 15%.
При проведении указанной проверки отбирались пробы (производство полированного стекла), по результатам исследования которых установлено, что названные отходы относятся к III классу опасности в связи с содержанием массовой доли нефтепродуктов 15% и более (17, 3% и 24, 3%).
В связи с изложенным 4 августа 2017 года департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу выдано ОАО "Эй Джи Си БСЗ" предписание об устранении нарушений, выразившихся в осуществлении деятельности в отсутствие утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в отношении названных отходов.
Во исполнение указанного предписания ОАО "Эй Джи Си БСЗ" разработало новые нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, которые были утверждены приказом межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 23 октября 2020 года N 1298, согласно которым названные отходы были отнесены к III классу опасности.
Согласно акту от 28 сентября 2021 года N 150-П при проведении проверки отбирались пробы (производство полированного стекла), по результатам исследования которых установлено, что указанные отходы относятся к IV классу опасности в связи с содержанием массовой доли нефтепродуктов менее 15% (10, 7% и 11, 2%).
Также межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия установлено, что ОАО "Эй Джи Си БСЗ" разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который утвержден приказом межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 23 октября 2020 года N 1298, сроком действия до 22 октября 2025 года. В ходе проверки представлены договоры на передачу отходов общества с организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, и имеющие соответствующие разрешительные документы (лицензии), акты выполненных работ. Приемосдаточные акты отражают регулярную передачу сторонним организациям отходов по мере их образования.
Принимая во внимание вышеизложенное, конкретные обстоятельства настоящего дела и тот факт, что совершенное ОАО "Эй Джи Си БСЗ" деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста - эксперта межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 4 октября 2021 года, решение судьи Борского городского суда Нижегородской области от 15 июня 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 14 сентября 2022 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста - эксперта межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республики Мордовия от 4 октября 2021 года, решение судьи Борского городского суда Нижегородской области от 15 июня 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Эй Джи Си Борский стекольный завод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.