Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 1 марта 2022 года, дополнительное решение Волжского районного суда города Саратова от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в городе Саратове к администрации муниципального образования "Город Саратов", обществу с ограниченной ответственностью "Полиснаб", товариществу собственников недвижимости "Центральное", муниципальному унитарному предприятию "Саратовский коммунальный комплекс" о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в городе Саратове (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить на муниципальное образование "Город Саратов" обязанность по прекращению нарушения требований санитарного законодательства, а также нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, обеспечить технологический процесс подачи безопасной питьевой воды с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, разработать и обеспечить выполнение программы производственного контроля качества питьевой воды на источниках, питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения поселков Хмелевка и Сергиевский Саратовского района Саратовской области в соответствии с требованиями санитарного законодательства в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что в рамках проведения предварительных проверок было установлено, что питьевая вода централизованных системах питьевого водоснабжения в поселках Хмелевка и Сергиевский Саратовского района Саратовской области не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21, и качество питьевой воды может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и инфекционным заболеваниям.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 1 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично. На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить жителей поселков Хмелевка и Сергиевский муниципального образования "Город Саратов" питьевой водой, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства. В удовлетворении административных исковых требований к остальным административным ответчикам отказано.
Дополнительным решением Волжского районного суда города Саратова от 13 июля 2022 года на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить процесс подачи безопасной питьевой воды с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, разработать и обеспечить выполнение программы производственного контроля качества питьевой воды на источниках питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения поселков Хмелевка и Сергиевский муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с требованиями санитарного законодательства. В удовлетворении административных исковых требований к остальным административным ответчикам отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 ноября 2022 года решение суда и дополнительное решение суда оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 20 января 2023 года через суд первой инстанции, администрация муниципального образования "Город Саратов" просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что обязанность подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, лежит на ресурсоснабжающих организациях. При этом организация водоснабжения возлагается на органы местного самоуправления только в случае невозможности исполнения такой обязанности ресурсоснабжающими организациями. Такие обстоятельства, по мнению подателя жалобы, не установлены. Указанные организации не отказывались от своих обязательств. Кроме того, обращает внимание на то, что на момент проведения административным истцом исследований поселки Хмелевка и Сергиевский не были присоединены к муниципальному образованию "Город Саратов", их финансирование осуществлялось за счет бюджета Саратовского района, в связи с чем бездействия администрацией муниципального образования "Город Саратов" не допущено. Указывает на ненадлежащую оценку доказательств, поскольку в основу решения принято экспертное заключение, проведенное летом 2021 года, которое не могло установить нарушения на момент вынесения решения по рассмотренному административному делу - на февраль 2022 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове поступило обращение жителей поселков Хмелевка и Сергиевский о фактах нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии с экспертными заключениями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 27 июля 2021 года N 1617 и от 27 июля 2021 года N гигиенической оценки результатов лабораторных исследований воды централизованных систем питьевого водоснабжения из водопроводного крана в кухнях жилых домов по адресам: "адрес" установлены несоответствия требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Согласно выводам экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 25 августа 2021 года N результаты лабораторных исследований пробы питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения, отобранной по адресу: "адрес" не соответствуют вышеуказанным требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
В соответствии с Законом Саратовской области от 25 ноября 2021 года N 133-ЗСО были преобразованы Соколовский, Михайловский, Краснооктябрьский, Вольновский, Дубковский, Расковский, Усть-Курдюмский, Александровский муниципальные образования, Саратовский муниципальный район Саратовской области путем их объединения с муниципальным образованием "Город Саратов", внесены изменены в некоторые законодательные акты Саратовской области.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове в адрес главы администрации муниципального образования "Город Саратов" направлено письмо от 24 января 2022 года N, из которого следует, что уровень показателей проб питьевой воды, отобранной в течение 2021 года не соответствует нормативам качества питьевой воды, установленным СанПиН 1.2.3685-21 и составляют: 1) по поселку Сергиевский города Саратова: по микробиологическим показателям - ОКБ - 10 КОЕ/куб. см при норме 0 КОЕ/куб. см, ТКБ 6 КОЕ/куб. см при норме 0 КОЕ/куб. см; по санитарно-химическим показателям по мутности более 40 ЕМФ при гигиеническом нормативе 2, 6 ЕМФ, окисляемость перманганатная - 12, 8 мг/куб. дм при норме не более 5, 0 мг/куб. дм, железо - 0, 78 мг/куб. дм при норме не более 0, 3 мг/куб. дм, аммиак и ионы аммония - 3, 44 мг/куб. дм при норме не более 2, 0 мг/куб. дм; 2) по поселку Хмелевка горда Саратова: железо - 0, 84+/-0, 21 мг/куб. дм при норме 0, 3 мг/куб. дм; по мутности - 5, 2+/-1, 0 ЕМФ при норме 2, 6 ЕМФ.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" нарушается право неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, так как подача потребителям воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Тем самым, административным ответчиком нарушены требования пунктов 1, 2 статьи 19, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пункт 75 СанПиН 2.1.3684-21.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Согласно частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Федеральный закон N 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, Федеральный закон N 416-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Как следует из положений статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4).
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила N 644), в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ, пункту 73 Правил N 644 забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее СанПиН1.2.3685-21), в котором установлены нормативы качества и безопасности воды.
Проанализировав положения Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 416-ФЗ, суды пришли к обоснованным выводам о том, что обязанность по организации водоснабжения действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, при этом администрация муниципального образования "Город Саратов" ненадлежащим образом осуществляет решение вопросов местного значения, что выражается в недостаточном принятии мер по организации водоснабжения населения питьевой водой поселков Хмелевка и Сергиевский, поэтому именно администрация муниципального образования "Город Саратов" несет ответственность за принятие необходимых мер по организации водоснабжения населения.
Установив правильно обстоятельства по делу и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанность по организации на территории поселков Хмелевка и Сергиевский водоснабжения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.3684-21, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом каких-либо убедительных доказательств, опровергающих выводы суда, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в апелляционной жалобе, администрацией не представлено.
Доводы кассационной жалобы об отнесении на момент проведения исследований водоснабжения и предъявления административных исковых требований поселков Хмелевка и Сергиевский к Саратовскому району Саратовской области, в связи с чем у администрации муниципального образования "Город Саратов" отсутствовала возможность на осуществление указанных мероприятий, являлись предметом апелляционного рассмотрения и обоснованно отклонены, поскольку на данный момент они входят в состав муниципального образования "Город Саратов", и судом правомерно возложена обязанность об устранении нарушений требований санитарного законодательства именно на администрацию муниципального образования "Город Саратов".
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы на правильность принятых по делу судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 1 марта 2022 года, дополнительное решение Волжского районного суда города Саратова от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.