Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Мытищи Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к администрации городского округа Мытищи Московской области, управлению образования городского округа Мытищи Московской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
ФИО2, действующая в интересах ФИО1, обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Мытищи Московской области (далее также - Администрация), управлению образования городского округа Мытищи Московской области (далее также - Управление), в котором с учетом уточнения просила признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непредоставлении с 9 июня 2021 года места в дошкольной муниципальной образовательной организации на разумном географическом удалении от места жительства ее несовершеннолетнему сыну ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, для получения бесплатного дошкольного образования; признать предложенное Управлением место в детском саду N 11, расположенному по адресу: г. Мытищи, 1 Трудовой переулок, д. 4, в группе по присмотру и уходу несоответствующим требованиям статьи 43 Конституции Российской Федерации и Федерального закона 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и обязать Управление реализовать конституционное право на образование в целях получения бесплатного дошкольного образования в отношении несовершеннолетнего ФИО1, проживающего по адресу: "адрес" путем предоставления ему места в муниципальной дошкольной образовательной организации и зачисления его в дошкольную образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, в группе полного дня (с двеннадчатичасовым пребыванием) на территории городского округа Мытищи Московской области по месту проживания с учетом расположения образовательной организации на разумном географическом удалении от места жительства несовершеннолетнего в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указывала, что она 8 августа 2021 года обратилась в Управление с письменным заявлением о предоставлении места в МБДОУ N 58 "Белочка", МДОУ N 21 "Рябинка". В связи с тем, что в приоритетных дошкольных учреждениях свободные места отсутствовали, Управлением было предложено место в группе по присмотру и уходу N 11 по адресу: г. Мытищи, 1 Трудовой переулок, д. 4. Альтернативных мест в других дошкольных учреждениях, находящихся в доступной близости от места проживания ребенка, Управлением не предложено. Между тем, группа по присмотру и уходу не обеспечивает реализацию прав на дошкольное образование несовершеннолетних, поскольку не предусматривает обучения.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 10 февраля 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 октября 2022 года решение суда отменено и принято новое решение об удовлетворении административного иска. Признано незаконным бездействие управления образования городского округа Мытищи Московской области, выразившееся в непредоставлении несовершеннолетнему Рыбакову М.А, 18 марта 2016 года рождения, места в дошкольной муниципальной образовательной организации в группе полного дня на территории муниципального образования городского округа Мытищи Московской области; на Управление возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, места дошкольной муниципальной образовательной организации в группе полного дня на территории городского округа Мытищи Московской области в течение месяца с даты вступления в силу апелляционного определения.
В кассационной жалобе, поданной 26 января 2023 года через суд первой инстанции, администрация городского округа Мытищи Московской области просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение городского суда. Указывает, что ФИО2 для размещения ее несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в дошкольной образовательной организации было предоставлено соответствующее место в группе по присмотру и уходу, что, по мнению подателя кассационной жалобы, достаточно для выполнения соответствующих обязанностей органом местного самоуправления по устройству ребенка в дошкольное учреждение, тем более с учетом того, что за административным истцом сохранилось место в очереди по размещению ребенка в приоритетные дошкольные общеобразовательные учреждения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 8 июня 2021 года ФИО2 и ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, временно зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес". С 8 июня 2021 года ФИО1 на основании заявления административного истца числится в списке лиц, обратившихся за предоставлением места в детском саду. В качестве приоритетных выбраны МБДОУ N 58 "Белочка" и МДОУ N 21 "Рябинка", в которых в соответствии с представленными списками детей по состоянию на 5 октября 2021 года ФИО1 находился в очереди под номером 27 и 17, соответственно. Преимущественного права зачисления в детский сад вне очереди у ФИО1 не имеется.
В связи с тем, что свободные места в приоритетных дошкольных образовательных учреждениях, указанных ФИО2 по состоянию на желаемую дату зачисления отсутствовали, управлением образования городского округа Мытищи Московской области было предложено место в группе по присмотру и уходу МБДОУ N 11, расположенному по адресу: г. Мытищи, 1 Трудовой переулок, д. 4, с последующим переводом ребенка в один из приоритетных детских садов с даты первоначальной постановки ребенка на учет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 5, 63, 67, 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пришел к выводам, что административными ответчиками были приняты все меры для решения вопроса об устройстве несовершеннолетнего ребенка ФИО2 в дошкольное учреждение, незаконного бездействия не установлено, требования административного истца сводятся к предоставлению места в выбранном ей конкретном детском дошкольном учреждении в пешей доступности от места, которое указано в качестве места проживания ее сына.
Отменяя решение городского суда и удовлетворяя требования административного истца, суд апелляционной инстанции указал, что, хотя само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных учреждениях нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка административного истца, однако размещение ребенка административного истца в возрасте 6, 5 лет в детском дошкольном учреждении в группе по присмотру и уходу, в которой не предусмотрена реализация образовательной программы дошкольного образования, не обеспечивает его право на получение дошкольного образования. В связи с этим областной суд пришел к выводу о незаконности бездействия административных ответчиков и возложил на них обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, места в дошкольной муниципальной образовательной организации в группе полного дня на территории муниципального образования городского округа Мытищи Московской области в течение месяца с даты вступления апелляционного определения в законную силу.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7, 43).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 названного Федерального закона устанавливаются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В соответствии со статьей 5 Закона об образовании право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Согласно статье 9, части 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Правительству Российской Федерации определено обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
В целях реализации положений указанного Указа Президента Российской Федерации письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063 направлены Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Согласно указанным Рекомендациям определено, что при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать дошкольное образовательное учреждение из предложенных (пункт 19) При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) дошкольного образовательного учреждения изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места.
Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября следующего года (пункт 22)
В период спорных правоотношений действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории муниципального образования "городской округ Мытищи Московской области", утвержденный постановлением администрации городского округа Мытищи Московской области от 28 апреля 2021 года N 1534 (далее также - Регламент).
Как следует из пункта 6.6 Регламента N 1534 комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется подразделением администрации, осуществляющим полномочия в сфере образования, посредством ЕИСДОУ в автоматическом режиме на основании заявлений заявителя с учетом таких обстоятельств, как возрастная категория ребенка на начало учебного года; даты постановки на учет ребенка для поступления в дошкольное образовательное учреждение; наличие льготы для получения услуги; наличие свободных мест в дошкольном образовательном учреждении для каждой возрастной категории детей в соответствующей возрастной группе; регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на территории, закрепленной за дошкольным образовательным учреждением городского округа Мытищи Московской области, на территории городского округа Мытищи Московской области и других.
Если в процессе комплектования места в дошкольном образовательном учреждении предоставляются не всем детям, состоящим на учете для предоставления места с 1 сентября текущего года, эти дети переходят в статус "очередников". Они обеспечиваются местами в дошкольном образовательном учреждении на свободные (освобождающиеся, вновь созданные) места в течение учебного года либо учитываются в списке нуждающихся в месте в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября следующего календарного года (пункт 6.24 Регламента N 1534).
При отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях заявителю могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется в личный кабинет заявителя на региональном портале государственных и муниципальных услуг (РПГУ), которому предлагается в течение 14 календарных дней выбрать дошкольные образовательные учреждения.
Количество групп в учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории Российской Федерации действуют единые санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28, пунктом 3.1.1 которых предусмотрено, что количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее - дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН.
Судами верно указано, что само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольных учреждениях нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка административного истца.
Судами установлено, что предоставление места несовершеннолетнему ФИО1 в избранных ФИО2 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не представляется возможным, поскольку очередь ребенка в выбранные учреждения не подошла, свободных мест в этих детских садах не имеется, преимущественного права зачисления ребенка в детский сад без очереди не имеется.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить место именно в избранном родителями или законными представителями ребенка дошкольном учреждении в отсутствии в нем мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных дошкольных учреждениях на территории муниципального образования.
В тоже время, как следует из представленных в материалы дела писем Управления от 27 сентября 2021 года, от 5 октября 2021 года, от 21 октября 2021 года административному истцу не были предложены альтернативные варианты дошкольных учреждений, реализующих дошкольную образовательную программу, а лишь предложено место в группе по присмотру и уходу в МБДОУ N 11, расположенному по адресу: г. Мытищи, 1 Трудовой переулок, д. 4.
В силу пункта 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года N 373 (далее также - Порядок), образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В образовательной организации могут быть организованы также: группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Группа по присмотру и уходу, в которой ребенку ФИО2 было предложено место, не предусматривает предоставление такой программы ее сыну, и не обеспечивает его право на получение дошкольного образования.
Следовательно, место в детском саду в группе, в которой не проводится обучение детей дошкольного возраста, ребенку, который уже вправе получать начальное общее образование (часть 1 статьи 67 Закона об образовании), так как достиг возраста 6, 5 лет, не может рассматриваться как альтернативный вариант приоритетному дошкольному учреждению.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, которыми признано доказанным утверждение административного истца о нарушении ее прав со стороны административного ответчика. Учитывая изложенное, выводы областного суда о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца являются верными.
Все юридически значимые обстоятельства определены правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы на правильность принятого апелляционного определения, постановленного в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении областным судоом норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Мытищи Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.